воскресенье, 22 мая 2011 г.

Алхимия туйшоу



Тайцзи рождается из небытия и дает начало инь и ян. В покое инь и ян становятся одним; в движении они разделяются.
Ван Цзунюэ 
«Рассуждения о тайцзи»

 

Внутренняя основа боевых искусств

Все больше людей осознает, что воинское искусство – это не «драки направо и налево», а в первую очередь дисциплина, стратегия и тактика, внутренняя работа. Туйшоу (tui shou, толкающие руки, кит.), изначально известное как цзешоу (jie shou) или дашоу (da shou), – практика, получившая наибольшее развитие благодаря китайскому искусству тайцзи-цюань. Но по своей сути туйшоу намного глубже и шире, чем просто набор упражнений или прикладная техника тайцзи-цюань, как порой его воспринимают.
Это искусство объединяет внешние техники боевых искусств и внутренние законы даосской алхимии. Человек, практикующий туйшоу, работает прежде всего с состоянием собственной жизненной энергии ци, и особое значение в этой работе имеет внутренняя, алхимическая, основа практики. Система туйшоу способствует трансформации энергии ци, учит эффективному взаимодействию с внешними энергиями и контролю собственного эмоционального состояния, способствует развитию мышечно-сухожильной и костной систем тела, а также обучает человека биомеханике и принципам построения движений.
Все эти навыки, в свою очередь, в той или иной степени проявляются не только в практике в туйшоу и тайцзи-цюань, но и во многих других боевых искусствах Китая и традициях народов Востока (окинавское карате, японское айкидо, корейское сонмудо и др.).
Тайцзи-цюань (taiji quan, кулак беспредельного, кит.) – внутреннее искусство взращивания силы, оформившееся в самостоятельную систему знаний в эпоху неоконфуцианства в XII–XIII веках. До этого периода было частью даосских алхимический знаний. Создателем тайцзи-цюань принято считать Чжан Саньфэна (Zhang Sanfeng, 1247–1464 (?)), хотя правильнее относить происхождение данного искусства ко всей системе даосских знаний. Наряду с багуа-чжан (bagua zhang, ладонь восьми триграмм, кит.) и син'и-цюань (xingyi quan, кулак направленной воли, кит.) является внутренним боевым искусством, направленным прежде всего на саморазвитие человека. Это отличает его от боевых искусств, которые работают с внешними условиями и не дают возможности для внутренней реализации. В тайцзи-цюань искусством становится сам принцип ведения боя, а не техническая подготовка.
Энергия ци (qi, субстанция, кит.) – ключевая сила, определяющая физический ресурс человека, его физиологические возможности, а также способность к внутренним преобразованиям.

Ритм – основа туйшоу

Можно сказать, что само по себе воинское искусство – это ритм. И именно понятие ритма развивает искусство «толкающих рук» в первую очередь. Без осознания ритма невозможно прийти к правильному дыханию, достичь концентрации, выстроить тело, «развить силы». Именно ощущение ритма движения в постижении искусства туйшоу играет одно из первостепенных значений. Японский самурай Миямото Мусаси (Miyamoto Musasi, 1584–1645) писал в своем трактате Горин-но cе (Gorin-no syo): «Ритм – основа жизни воина, он определяет его успехи и неудачи. Он учит развиваться правильно, упражняться верно, определять сильные и слабые стороны воина. Ритм помогает найти ближайший путь к самому себе и удерживать дистанцию со всем, что окружает человека. Ритм определяет тактику и стратегию воина, без него воин не может развить силу, и в момент опасности в нем будет не хватать уверенности». 

Работа трех центров даньтянь и достижение баланса

Человек, качественно практикующий туйшоу, способен достичь такой степени чувствительности и осознания своего внутреннего мира, что все, находящееся за его пределами, просто становится продолжением внутренней реальности. Это происходит благодаря действиям в соответствии с внешней ситуацией без потери внутреннего баланса, а также из-за способности осознанно и гибко реагировать на каждую конкретную ситуацию. Именно поэтому практика туйшоу является важным инструментом на пути внутреннего развития. И в этом смысле именно туйшоу как практику, направленную на достижение осознания, можно назвать внутренней культурой всех боевых искусств.
Достижение баланса энергии в теле связано с трансформацией энергии в трех энергетических центрах, обычно называемых «даньтянь». Если вы только начинаете практиковать внутренние боевые искусства, следует в большей степени концентрировать внимание на нижней части живота, где расположен «Океан ци», нижний даньтянь. Со временем практикующие вырабатывают способность контролировать, накапливать и направлять свою энергию посредством всех трех центров даньтянь. Вначале физическое выстраивание тела является условием для структурирования энергии, то есть оптимизации движения энергии в теле и наполнения ею центров даньтянь. Для поддержания физической структуры, все тело должно быть наполнено энергией. Ведь «основа», или структурная целостность тела, может быть создана только после наполнения энергетических сосудов тела и установления правильной циркуляции между ними. В результате тело становится целостным: оно «связано» как физически, так и энергетически.
Даньтянь (dantian, единый центр, киноварное поле, кит.) – энергетический центр человека. Нижний даньтянь, «Океан ци», считается источником энергии. К нему «стекается» изначальная ци, заложенная природой. Если не работает нижний даньтянь, то человек находится в полной зависимости от природной силы ци и внешних энергий ци. В этом случае он не способен контролировать свои внутренние энергетические процессы и не находится в процессе внутреннего развития. Средний даньтянь расположен в области солнечного сплетения. Это центр энергии, преобразованной из энергии нижнего даньтянь. Верхний даньтянь, в котором накапливается энергия, преобразованная средним и нижним даньтянь, расположен в центре головы и связан с понятием духа (энергия шэнь).

Когда и как начать?

Прежде всего важно достичь понимания, в какой момент и как лучше начать практику туйшоу. Каждый учитель, конечно же, имеет свое мнение на этот счет. А если взглянуть на целостную систему даосских алхимических техник, то мы обнаружим глубинную систему знаний. Законы даосской философии, основанные на принципе «естественности», указывают на то, что не существует определенного момента для начала практики. Всем известно, что не стоит засевать поля в начале зимы, лучше дождаться теплых весенних дней. Другими словами, иногда все усилия не приносят никаких результатов, а иногда все, что мы совершаем, приходится к месту. В этом случае мы чувствуем гармонию и порядок, частью которого являемся и сами. Чтобы получить богатый урожай, нужно подготовить почву перед посевом. Практика туйшоу является видом внутреннего боевого искусства без соревнования и соперничества. Поняв это, вы сделаете первый шаг к тому, чтобы начать вовремя. 

Искусство слушать – работа с партнером

Если вы новичок в туйшоу, то лучше всего часть времени заниматься без партнера. Так легче выработать навык слушания. Целью слушания является осознание. Слушание – это основа любого искусства, тем более, если мы говорим о практике, основанной на работе со своим телом, энергией и сознанием. Работая самостоятельно, слушая себя, вы учитесь осознавать себя. Работая с партнером, слушая себя и партнера, вы учитесь осознавать как свое, так и общее движение в паре. По мере роста мастерства осознание возрастает настолько, что вы обретаете способность чувствовать и взаимодействовать с энергией даже на расстоянии.
Подобно тому, как двигательные техники выросли из медитативных и алхимических практик управления и трансформации энергии, так и парная работа сформировалась в недрах двигательных практик, а использование партнера стало ценным инструментом для преобразования собственной энергии. Именно поэтому при правильном понимании туйшоу является для практикующего целостной алхимической системой культивирования и применения энергии.
Большая часть практики туйшоу связана с работой в чутком физическом контакте с партнером. При любом движении очень важно не терять контроля над движениями противника. Данный принцип во многом позволяет развивать навыки слушания, что повышает чувствительность к любым мельчайшим движениям партнера и способность предугадывать его намерения.
Работа в паре осуществляется в соответствии с принципом у цзи (небытия или сохранения естественности). Она начинается с одиночной работы в «пустоте» и заканчивается также «пустотой», когда практикующий обретает способность регулировать любые ситуации без непосредственного физического вмешательства. Сначала занимающийся должен улучшить свои физические и энергетические возможности посредством одиночной работы, затем научиться конструировать себя в рамках, заданных взаимодействием с партнером. Параллельно с усилением тела и энергии практикующий развивает интуицию и учится гармонично взаимодействовать со всем, что его окружает.
Нас побеждает не противник, а мы сами. Основной противник для мастера – это сам мастер. Именно победа над собой лежит в основе любого серьезного обучения. Важно понимать, что цель настоящего боевого искусства – достижение внутренней гармонии, а не жажда крови.
Принцип у цзи (wu ji, вакуум, пустота, беспредельное, кит.) – основополагающий принцип даосской философии, означающий изначальное небытие, состояние равновесия всех энергий мира. Мир возникает вследствие нарушения этого естественного равновесия. Из него исходят все жизненные энергии, в него же они должны вернуться.

История развития туйшоу

Если принять за основу принцип, что умение контролировать себя, а затем и противника определяет подлинное искусство мастера, можно утверждать, что практика «толкающих рук», или «слушающих рук», развивалась в той или иной форме во всех боевых искусствах и при этом была их основой. Принципы, лежащие в основе туйшоу, актуальны и востребованы сегодня в самых популярных практиках (как, например, в айкидо, вышедшем из стиля Дайто-рю айкидзюцу (Daito-ryu aikijutsu) и берущем начало в одной из буддистских сект).
История, связанная с возникновением туйшоу, уходит корнями во времена императора Ю Ди. Считается, что именно в период его правления сформировались принципы, которые позже легли в основу туйшоу. Историкам известно, что в годы правления императора Ю Ди существовала борьба шуай-цзяо (shuai jiao, дословно – совместное бросание, или просто – борьба, кит.), в которой впервые воплотились принципы туйшоу. Эта борьба предполагала приведение противника в безвыходное положение без использования ударов. Также традиция упоминает военачальника и литератора Гань Бао (Gan Bao, III в.), который привнес в систему прикладного искусства работу с внутренними энергиями.
Ю Ди (Yu Di – Воинственный, 147–80(?) годы до н.э.) – император западной династии Хань, положивший конец длительному военному противостоянию аристократии и императоров Китая и объединивший государство под знаком сильной императорской власти. Период его правления сопровождался расцветом китайских искусств и наук. Конфуцианство при Ю Ди стало официальной государственной идеологией. По преданию, император повелел воздвигнуть в центре своей столицы «Золотой столб с чашей», в которой собиралась Небесная роса, эссенция Небесной реки. Ю Ди пил из этой чаши, и это дарило ему силу, здоровье и долголетие. В даосской традиции считается, что он владел эликсиром бессмертия. Это ставит его в один ряд с великими даосскими мастерами.
(По материалам работы: Н.И. Конрад. Запад и Восток. Статьи. М.: Наука, 1972)
В эпоху раннего средневековья в Китае изменились приоритеты развития боевых искусств. Они были поставлены на службу государству, что создало предпосылки к разделению боевых искусств на внутренние (nei jia, внутренняя семья, кит.) и внешние (wai jia, внешняя семья, кит.). В результате такого разделения изменился весь уклад жизни, ведь помимо интересов внутреннего развития человека во главу угла начали возводиться и общественные, государственные интересы.
В эпоху правления династии Мин (XIV–XVII века) продолжилось разделение боевых искусств на внутренние и внешние. Основной причиной этого разделения является общее доминирование «внутреннего» над «внешним» в китайской культуре. Подобное разграничение наблюдается и в китайской живописи, каллиграфии, литературе. Вторая причина этого разделения лежит в том, что к XVII веку многие философские категории (инь – ян, движение – покой, пять первостихий и т.д.) обрели соответствие в технических действиях. До той поры ни один крупный трактат по боевым искусствам не указывал на внутренние принципы движения энергий. Также формированию школ и стилей боевых искусств способствовала традиция проведения народных фестивалей в XIV–XV веках, на которых собирались представители самых разных течений.
В стенах шаолиньского монастыря к XIII–ХIV векам сложился стиль шаолинь-цюань (shaolin quan), сыгравший важную роль в развитии многих боевых искусств. Вокруг этого стиля в наше время возникло немало спекуляций, и в современном виде он существенно отличается от своего первоначального варианта.
Шаолиньский монастырь был построен в 495 году. В 527 году в нем поселился монах Бодхидхарма. Считается, что он является создателем секты шаолиньского чань, в основу которой легла буддийская философия и алхимические практики внутренней трансформации. Техники, разработанные Бодхидхармой, включали в себя особую работу с дыханием, развивали тело и сознание. Впоследствии монахи постоянно дополняли эти техники, включая в них традиционные китайские знания.
В XVI–XIX веках – период активного становления внутренних стилей – под влиянием буддизма и даосизма происходило осознание важности внутреннего развития, возникла необходимость в соответствующей воинской философии. Внутренние стили формировались на базе уже реально существующих внешних приемов. Мастера и даосские монахи создали новую философию, основанную на слиянии доминировавших внешних техник и внутреннего развития. В результате возникли такие направления, как тайцзи-цюань, багуа-чжан и син'и-цюань. Этот период в истории принято обозначать как «уданский». Именно тогда возникли стили, в том или ином виде дошедшие до наших дней. Самым выдающимся представителем уданской школы считается Чжан Саньфэн.
Чжан Саньфэн – полулегендарный мастер. Сведения о времени его жизни и свершениях в разных традициях расходятся. Считается, что он был даосским алхимиком, изготовившим пилюлю бессмертия. Установлено, что Чжан Саньфэн родился в 1247 году в эпоху династии Сун. Согласно одним источникам, он умер в 1464 году, прожив более 200 лет, другие указывают на значительно больший срок жизни (так, ученый Ван Янлин упоминает о встрече с ним в 1723 году, когда Чжан Саньфэну могло быть уже 476 лет!). В молодости он был чиновником и служил уездным главой. Посещая монастыри, Чжан Саньфэн увлекся даосизмом и поселился в горах со своими учениками. С долгожителем и мудрецом пытались встретиться правители XIV–XV веков, но немногие удостоились такой чести. Ответив однажды согласием на приглашение правителя из царства Вэй, Чжан Саньфэн тронулся в путь, но дорога оказалась непроходимой из-за местных бандитов. По преданию, в ту же ночь во сне он получил откровение от Изначального Владыки, даосского божества, передавшего ему знания о тайцзи-цюань.
Как уже говорилось, многие современные боевые искусства практически выросли из корней того, что мы сегодня называем туйшоу – тайцзи-цюань, багуа чжан, син'и-цюань, вин-чунь, шаолинское кунгфу, айкидо и др. В сегодняшнем виде практика туйшоу опирается на традицию семьи Чэнь, а ее создание приписывается знаменитому мастеру Чэнь Вантину.
Чэнь Вантин (Chen Wangting), второе имя Чэнь Цзоутин (Chen Zouting) (1600–1680) – офицер и выдающийся мастер боевых искусств в эпоху династии Мин в Китае. Ему приписывается создание стиля «Кулак Чэнь» (Chen Fist), а также практики с широким мечом (меч дао) и техники работы с копьем. В провинциях Хэнань и Шандун Чэнь Вантин был известен как борец с бандитами и грабителями, которые досаждали торговым караванам. В преданиях говорится, что днем он отрабатывал свое боевое мастерство, а ночью погружался в изучение китайской литературы.
Для понимания тонкостей тайцзи-цюань очень важно осознание стиля семьи Чэнь, старейшего из существующих стилей тайцзи-цюань. Из него выросли все современные стили, в частности стиль Ян (Yan), созданный Ян Лучанем (Yang Luсhan, 1779–1872), учеником Чэнь Чансина (Chen Chanxing, 1771–1853), потомка Чэнь Вантина в пятом поколении. Ян Лучань преподавал знания о внутренней силе и его боевых приложениях придворным последнего китайского монарха – императрицы Цы Си (Ci Xi, 1835–1908).

Источник:

Комментариев нет:

Отправить комментарий