четверг, 29 сентября 2011 г.

Что такое хорошо и что такое плохо

Нашел статью по теме. Что-то в ней почерпнул для себя интересного, где-то не согласился. Может кому-нибудь она поможет. Пока что комментировать не берусь, потому как сам разбираюсь в данном вопросе.

Что такое хорошо и что такое плохо

Кроха сын к отцу пришел и спросила кроха:
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
В. Маяковский

Как ответить нашим детям на обычные, казалось бы, вопросы, если порой мы обнаруживаем, что на самом деле не можем дать на них ясного ответа самим себе? Как не запутать детей «отговорками» и шаблонными фразами, научить их мыслить самостоятельно? Как выстроить правильное общение с ребенком и помочь избежать наших собственных ошибок? Как научить ребенка не быть судьей другим, но при этом ясно видеть — что к свету и здравию, а что — к тьме и болезням?

Существуют ли вообще такие понятия, как «хорошо» и «плохо»? Ведь в одной культуре какое-либо понятие может интерпретироваться как «хорошее», а в другой культуре это же самое понятие — как «плохое».
Ответ на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?» отчасти заключается в том, можете ли вы перед собой вообще поставить такой вопрос. «Хорошо» или «плохо» — это вопрос выбора, а значит, он определяет рамки вашей свободы. Когда вы решаете для себя, «хорошо» что-то или «плохо», вы ограничиваете себя во имя некоторой перспективы. И даже попытка опереться на какие-либо нормы, чтобы решить, хорошо что-то или плохо, вряд ли поможет вам раз и навсегда сделать «правильный» вывод. По природе человек и так ограничен в совершении «плохого» — например, убийства себе подобных. Однако он это делает, прикрываясь зачастую привнесенным в его сознание «хорошим». Откуда это нечеловеческое желание лгать, убивать? Вот в чем здесь вопрос.
Человек отличается от других форм существования: во-первых, не наличием разума, а способностью им управлять, во-вторых — определенными качествами, соотносящимися с природой его сердца. В чем суть этой природы? Ритм сердца задает определенный ритм активности, который, в свою очередь, позволяет человеку наполняться различными формами жизни и таким образом чувствовать жизнь. Вот и вся разница — человек это существо, способное управлять собой. В чем же прелесть быть человеком, как не в умении им быть? Отсутствует умение — отсутствует и человеческое.
А все нормы, что есть «плохо», придуманы для животных качеств человека, или вернее как попытка от них избавиться. Нормы или правила в этом случае — это инструкция, призывающая к некой технике безопасности от «оживотнивания». Так что неудивительно, что у разных народов они разнятся. Если бы мы умели анализировать и реально понимать собственную физиологию и то, из чего проистекает ритм той или иной культуры, то определять, почему для одних культур «хорошо» одно, а для других — прямо противоположное, было бы гораздо проще.
А спекулировать на тему «возлюби ближнего, как самого себя» можно бесконечно долго, ведь для каждого понятия «ближний» и «возлюби» могут означать совершенно разное (воззвание «возлюбить» может быть инструкцией, а может быть и предметом познания). Следовательно, определять себя и реально знать себя — это разные вещи.

Где же искать критерии «хорошести»: в религиозных, этических, эстетических, общечеловеческих нормах?
Критерии «хорошести» в первую очередь надо искать в себе самом. Даже правильное определение «хорошести» может быть неправильно интерпретировано человеком, если он не знает себя. Самое сложное искусство — это искусство жить. Это опыт, в котором реализуются, ни много ни мало, задачи и законы жизни. Быть вне этого процесса — значит, быть вне понятий, и тогда наши действия не могут быть определяемы нами, они всегда будут продуктом общества, в котором мы живем. Критерии «хорошести» формируются, исходя из степени развития нашего сознания. Они в постоянстве следования принципам. Никакая вера, этические или эстетические нормы не помогут человеку, если он не разберется в себе, своих задачах и приоритетах на том или ином этапе своего развития.

Может, вовсе не формировать у ребенка понятий «хорошо» и «плохо»? Пусть сам разбирается в жизни. Говорят же: «На ошибках учатся».
Вообще не формировать понятия не получится, так как ребенок — это продукт общества, а не только родителя. Если не сформирует родитель, то сформирует улица или школа. Необходимо выявить то, что в большей степени вдохновляет ребенка, и постараться организовать его методичное развитие в этом направлении. Если ребенок будет разбираться в действиях той игры, в которую он вовлечен, то ему будет легче и определяться по отношению к этим действиям.
Для ребенка все есть игра: общение с родителем, прогулка или даже учеба в школе. Следовательно, понятие «хорошего» или «плохого» для него — также игра, и уходить от этой игры не стоит. Возможно, необходимо даже запутать его в этих понятиях, вызывая интерес к игре под названием «разберись сам в понятиях "хорошо" или "плохо"». И пусть ошибки будут понятийными, а не случайными, тогда и будет происходить обучение на них.

Ребенок часто делает что-то не так, как мы считаем правильным — и тогда приходится объяснять ему, что это нехорошо и делать этого нельзя. Не будет ли у ребенка проблем, если запрещать ему то, чего хочется?
Ребенок не может понимать, что такое «хотеть», так как он опирается на естественный для него ритм, и он никогда не будет делать что-либо сверх своих потребностей. Даже если заставлять его делать что-то, он будет делать это из-под палки и противиться. Ребенок оказывается дезориентирован, ведь «хочется» или «не хочется» — это всего лишь внушаемая ему, а не ощущаемая им самим система координат.
Важно понять, что определение слова «хотеть» выше реального понимания ребенка, хотя это и является элементом общения со взрослыми. Скорее всего, здесь мы видим подмену слова «потребность» словом «хотеть». Первое впоследствии замещается вторым, а вместе с этим изменяется и восприятие жизни. Если противопоставлять «хотению» ребенка понятия «нельзя» и «нехорошо», то это скорее всего вызовет у ребенка реакцию на запретительные меры, а не реальное понимание того, почему что-то нельзя. Представьте, что вы идете по улице, а вас заставляют развернуться и пойти спиной. Примерно такое же восприятие возникает и у ребенка в ответ на запретительные действия взрослых.
Ребенок говорит на языке тела. Следовательно, он начинает воспринимать все действия вначале телесно-рефлекторно. Вербальный язык ребенка зачастую не соответствует тому, что он хочет выразить, но если он будет говорить не словами, а на языке тела, то скорее всего взрослые его не поймут. Именно поэтому он говорит тем языком (вербальным языком), который понятен взрослому, вернее, тем языком, который воспринимает взрослый, а не ребенок.
Чтобы пояснять ребенку, как следует поступать, от вас потребуется заменить понятия на соответствующие или сопутствующие им ощущения, т тогда возникнет своеобразная игра, которая, по крайней мере, даст ребенку ощущение ответа.

Стоит ли наказывать ребенка, если он безобразничает?
Наказание — это своеобразный учебный энтузиазм родителя на почве эмоционального переживания от содеянного ребенком. Наказание может быть как легким, типа «прогулки без мороженного» с так называемым «спокойным аналитическим синдромом», а может быть и тяжелым — с ремнем и криком. Но так как причина наказания кроется либо в желании наказать (так сказать, «наследственное мщение»), либо в потере контроля над развитием ребенка, то возникает важная тема. Часто наказание возникает в ответ на то удовольствие, которое находит себе ребенок, но которое не соответствует согласию родителя. Однако кто развил эти удовольствия у ребенка? Приучив ребенка к компьютерной игре, чтобы он не путался под ногами, затем его оттуда выдергивать и наказывать — дело рук самого родителя. То есть мы наказываем и нас наказывают за то, к чему до этого приучили, или за то, за чем не уследили.

Ребенку непросто отличить человека доброго от злоумышленника. Как помочь ему стать осторожным, но не быть при этом замкнутым?
Здесь затронут вопрос восприятия зла, отношения к нему. Однако для ребенка зло — это не понятийная форма, а выраженное качество. То есть ребенок от природы может быть и злым. Объяснение же сути зла — бесполезное занятие, так как оно поддается регулированию только долгой и кропотливой работой, устраняющей (естественно, насколько это возможно) данное явление на уровне психофизиологии. Зло — природный и очень инстинктивный фактор. Мы можем сколь угодно долго обсуждать этот вопрос, но воспринимаем мы его лишь до момента срабатывания инстинктивных реакций организма на множество проявлений нашего мира.
Йоги, регулирующие путем практик психофизические данные своего организма, десятилетиями пытаются освободиться от подобных влияний на организм, и здесь простым определением не обойтись. Это планомерная, многолетняя программа образования, которая как минимум должна не усиливать злость в человеке, а как максимум учить избавляться от нее. Это скорее медицинский вопрос, а не моральный, по крайней мере, для людей, живущих в агрессивной среде, типа Нью-Йорка, Москвы или Лондона.

Порой жизнь обязывает быть строгим с ребенком. Как не сделать его жестоким, стараясь закалить и подготовить его к жизни?
Необходимо определиться, какой ребенок вам нужен — правильный или «как получится». Необходимо ясно понимать разницу между «правильно» и «хорошо», так как либо вы реализуете частность, либо работаете над целым.
Родитель не может быть идеальным, следовательно, и ребенок тоже. Для развития ребенку требуются, как минимум, условия, а как максимум — время. Комбинация «условия-время» и формирует связь «ребенок-родитель». А уже внутри этой связи возникает то качество, которое выносит для себя ребенок. Как ни банальна эта формулировка, но «родить ребенка — это одно, а воспитать его — другое». Причем воспитать его важно не только по отношению к самому себе, но и по отношению к обществу, в котором ему предстоит жить.

Как мотивировать ребенка учиться лучше? Быть может, действительно, сделать школьные уроки подобными игре?
Как грустно, как тоскливо, все похоже, все одно и то же!.. А потому и скучно! Неумение наполняться процессом обучения — это физиологическая проблема. Да, учеба может рано или поздно наскучить. Но развитие и учеба — разные вещи. Учеба в школе хороша для того, чтобы ребенок понял, что ему нужно, к чему его тянет, и освоил инструменты, чтобы пользоваться этой «нужностью». Если человек будет стремиться понять себя, то он найдет пути и в условиях скучного непрофессионального обучения.
Все же это беда человечества, когда дети воспринимают учебу как процесс скучный, а вместо этого хотят играть. Это больше, чем вопрос: это крик души, это реальность существования, в которой вымышленной является то ли игра, то ли учеба. Хотя, в принципе, и то, и другое здесь тождественно.

Я могу дать ребенку только то, что умею и понимаю. Не помешаю ли я развитию его талантов и способностей из-за этого? Что делать, чтобы развить таланты ребенка?
Конечно, очень важно, чтобы родитель ставил перед собой не меньше вопросов, чем перед ребенком. Этот вопрос, возможно, самый важный из всех, и развиваться с ребенком необходимо параллельно во всем, чем только возможно. А где невозможно, необходимо искать грамотных специалистов.
Многие родители пытаются «доделать» из ребенка то, что не смогли реализовать сами по отношению к себе. Но вот что важно: развитие ребенка не должно останавливать в развитии самого родителя, напротив. С детьми нужно развиваться самим. И неважно, в какой области это развитие происходит. Ведь жизнь — это испытание жизнью. И самое главное — оставаться в ней человеком, а не скатываться в грубые формы существования. Ведь от того, как ребенок сможет раскрыть себя, зависит, насколько счастливым он будет. Помните, что профессиональные качества должны быть вторичны, ребенок не должен быть жертвой своей профессии. Это не значит, что они не важны. Но профессионализм не должен убивать в человеке человека. Вы же хотите, чтобы ваши дети были счастливы?

Источник:

Комментариев нет:

Отправить комментарий