суббота, 15 января 2011 г.

Тенгу, покровитель боевых искусств


Японцы считают, что мир населяет несметное количество сверхъестественных существ, которые могут быть как хорошими, так и недоброжелательными. Но можно сказать, что в этом мире нет абсолютной дихотомии, категорического стандарта – Добро и Зло. Даже у самых зловредных существ есть какая-нибудь подкупающая особенность.
Тэнгу - сверхъестественное существо с буддистскими и синтоистскими признаками, обитающее в горах и лесах. Тэнгу способны превращаться в человека и во все формы представителей животного царства, может говорить с людьми, при этом не шевелить ртом, моментально перемещаться из одного места в другое, не приходя к помощи крыльев. Покровитель военного искусства, похожий на большую птицу, Тэнгу – квалифицированный воин, часто источник неприятностей для высокомерных и тщеславных буддистских священников. Он наказывает тех, кто неправильно использует свои знания, чтобы добиться высокого положения и завоевать известность. В прошлые века они причиняли вред претенциозным, надменным самураям. Тэнгу ужасно не любят хвастунов, лжецов, тех, кто безнравственен и не следует по правильному пути, определенному буддистским законом, дхармой.
«Тэнгу» переводится как «небесная собака». В китайской мифологии есть похожее существо, Тянь-хоу - космическая собака. Название может ввести в заблуждение, но Тэнгу больше похож на ворона. Существует предположение, что Тянь-хоу получил свое название от разрушительного метеора, который упал на территорию Китая в шестом веке до нашей эры. Хвост упавшего метеора напоминал хвост собаки и название, и первоначальные ассоциации связаны именно с разрушительными полномочиями существа.
Культ Тэнгу начал формироваться в Японии, скорее всего, сразу же с введением буддизма. Упоминания о существах, наделенных тератологическими признаками, появляются в древних японских документах, в которых тэнгу связывают с горой Курама (недалеко от Киото). Курама-яма считалась местожительством легендарного седовласого Содзёбо, Короля всех тэнгу.
Существуют версии, что образ Тэнгу развился от исконного японского божества, Сусано-о, потому учения о тэнгу распространены как среди буддистов, так и среди синтоистов, групп Будо и Нимпо (боевые японские искусства Будзинкан и Ниндзюцу).
Известно, что правительство Эдо отправляло официальные уведомления тэнгу с просьбой, что освободить определенную гору во время посещения её сёгуном. В художественных работах Тэнгу часто изображается скачущим верхом на борове, во всяком случае, боров точно является "конем"  Содзёбо.
Содзёбо близко связан со знаменитым воином Минамото но Ёсицунэ (1159-1189), одним из очень уважаемых самураев в истории Японии. В хорошо известной легенде, Ёсицунэ в молодости жил среди тэнгу и мастерству боевых искусств его научил сам Содзёбо.
«Тэнгу» классифицированы на два типа по физическим особенностям.
Карасу тэнгу (Ворон Тэнгу), злое существо с человеческим телом, с маленькой головой, похожей на птичью, с птичьим клювом, страшными когтями и крыльями. Существо, которое похищало детей и взрослых, разрывало их когтями или поджигало. Но такой страшной смертью Карасу тэнгу казнили тех, кто преднамеренно портил лес. Иногда тэнгу похищали людей, однако позже освобождало. Правда, «счастливчики» возвращались домой не вполне нормальными, а с явным помутнением рассудка.
В ранних историях о тэнгу, как, например, в коллекции Кондзяку Моногатари (эпоха Хэйан), существа изображались как ненавистники буддизма, которые вводят в заблуждение людей тем, что принимают часто 
облик святых людей, а потом насилуют женщин, грабят храмы.
Со временем тэнгу становились все больше человекоподобными и наделялись защитными функциями, что касалось роли мужчин в военных делах.
Ямабуси тэнгу (или Коноха тэнгу), с человеческим телом, но с крыльями и длинным носом. Из-за длинного носа коноха тэнгу связывают с синтоистским божеством Сарудахико (обезьяний человек).
Тэнгу может превратиться в любого мужчину, женщину или ребенка, но предпочитает больше всего образ монаха, странствующего босиком, пожилого горного отшельника или монаха-аскета (ямабуси) с чрезвычайно длинным носом. Длинный нос Тэнгу связан с ненавистью высокомерия. Священники без истинного знания, гордецы, после смерти бывают превращены в Ямабуси тэнгу (или отосланы в Тэнгудо, царство Тэнгу).
Своим экстраординарным навыкам в боевых искусствах они обучают только очень достойных людей.
Тэнгу живут в колониях под лидерством одного Тэнгу, которого обслуживают посыльные тэнгу, обычно Карасу тэнгу.








Источник:

1 комментарий:

  1. Очень хорошая статья! А сайт putvoina вообще замечательный! Спасибо!

    ОтветитьУдалить