среда, 12 января 2011 г.

Шаолиньское направление ушу - его развитие и становление.

Одним из трёх крупнейших направлений ушу является шаолиньское (Шаолинь – Пай). Оно насчитывает в себе около 400 видов стилей. До сегодняшнего дня сохранилось предание о появлении боевого стиля Шаолинь.

В 520 году группа индийских буддистов отправляется в Китай, дабы принести истинное знание императорам Поднебесной. Среди их числа был основатель восточной секты Дхьяна – двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма.

Бодхидхарма – третий сын индийского раджи брахмана Сугандхи. Он занимал высокое положение в обществе и был высокоразвитым человеком: хорошо разбирался в Древних Ведах, занимался изучением традиционных воинских искусств, буддийской сутры. Любимой областью была теософия – учение о единении божества с человеческой душой. С целью изучения сокровенного знания буддизма он вступил в секту йогачара, а в дальнейшем стал главной своей собственной. И тогда он решил отправиться в Китай, чтобы помочь приверженцам буддизма найти сокровенную истину. Добравшись до Китая, он узнал, что буддийское знание здесь уже довольно распространено. Были воздвигнуты около 30 тысяч буддийских храмов, 50 монастырей были открыты для приверженцев нового чужеземного знания. Буддизм развивался. Появившись в Китае, Бодхидхарма сразу же попросил аудиенцию у властителя царства Северный Вэй. Никому неизвестно, о чем они беседовали, но после аудиенции Бодхидхарма кардинально поменял свои планы: он отказался от проповедования буддизма на китайской земле и уехал в небольшой монастырь на окраину Северного Вэя в провинцию Хэнань, монастырь под названием Шаолинь.

В этом монастыре в полном одиночестве он провёл девять лет, занимаясь медитацией и молитвами в глубине горного грота, дабы познать истину. После проведенных 9 лет молитв и медитаций он начал проповедовать Чань ( «Чань» - синоним санкритского слова «Дхьяна», что означает «медитация»). Чань стало одной из разновидностей буддизма, основываясь на постижение истины путём укрепления духа и тела. Именно поэтому проповедование Чань началось с постижения основ ушу, так как укрепление духа не может быть без укрепления тела. Начались упорные физические тренировки.

Именно от Бодхидхармы взяли начало множественные чаньские прикладные военные дисциплины, насчитывающих впоследствии около 72 военных искусства в своём арсенале. В древнем трактате говорится так: «72 драгоценнейших искусства хранятся в парчовом мешочке. Трактат кулачного боя – в восемнадцати из них, а в других восемнадцати описаны методы владения оружием. Все остальные посвященные постижению энергии Ци, упражнениям на развитие мягкости и твёрдости, захватам…» Одной из задач шаолиньских упражнений было развитие суставов и костей, что помогало укрепить весь организм. Владеющий этими упражнениями мог наносить удары любыми частями тела.

От Бодхидхармы ведут свое начало многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие в конце концов 72 воинских искусства. В древнем трактате говорится: «В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусства. Восемнадцать из них — трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются методы владения оружием. Остальные посвящены овладению Ци, упражнениям на твердость и мягкость, управление захватами...» Шаолиньские упражнения, развивая кости и суставы, способствовали укреплению всего организма. Овладевший ими человек мог наносить удары любой частью тела.

Своё наследие Бодхидхарма оставил своим ученикам и последователям. Один из них жил во второй половине XIV века. Это был мастер Цзюэ Юань – всесторонне развитый грамотный человек. В конце концов любовь к философии взяла верх и он уделил ей себя полностью, начал изучать аспекты единения тела и духа в монастыре Шаолинь. Являясь блестящим фехтовальщиком, он познал не только всю основную школу шаолиньского направления ушу, но даже и модернизировал её. Результатом его работ стало появление новых комбинаций видов обороны – 72 приёма освобождений и захватов. Впоследствии они стали неотъемлемой частью многих школ ушу, но назывались по разному: «72 тайны захвата», «искусство боевых замков», «искусство разрыва сухожилий и связок», «коварная дьявольская рука».

Все эти приемы и захваты основывались на отличном знания болевых точек, механизмов биомеханики организма, знании анатомии. Как известно, на теле человека расположено большое число акупунктурных точек. Открытие мастеров ушу состояло в том, что при надавливании на 108 из них можно было усилить или ослабить захват или удар. Из них 36 точек могут убить человека, при условии соответствующего времени и силы нажатия на них. Помимо этого, действие многих точек может повергнуть противника в шок, вызвать у него приступ удушья, ослабление либо усиление притока энергии. В дальнейшем из Китая искусство «72 тайны захватов» перетекло в Японию, где превратилось в боевое единоборство «айки-дзюцу».

На протяжении длительного времени монастырь оставался оплотом покоя и мира. Во времена маньчжурской войны монастырь был убежищем и местом помощи повстанцам и ранены, однако сами монахи в военных действиях непосредственного участия не принимали. Но всё же настало время, когда власти настроились против монастыря. И при императоре Канси Шаолиню объявили войну. Множество монахов тогда погибло, монастырь был разрушен полностью. По легенде, спастись удалось пятерым монахам. Все они бежали в города Южного Китая. Эти пять монахов считаются родоначальниками южного варианта шаолиньского ушу.

С тех пор пять самых больших южных школ ушу носят названия основавших их монахов – мастеров легендарного Шаолиня.


Комментариев нет:

Отправить комментарий