суббота, 22 января 2011 г.

ПУТЬ ВОИНА

Где боги живут?
Где обитают будды?
Ищите их только в глубинах сердца
Любого из смертных людей.

"Нет в мире большего одиночества, чем одиночество воина. Его можно сравнить только с одиночеством тигра в джунглях, " - такую характеристику состояния воина дал один из средневековых авторов кодекса "Буси До" - своеобразного "священного писания" японских самураев.

Термин До или Дао, т.е. Путь, означает не только процесс, практику чего-либо в прикладном применении, но связан с религиозным и философским принципом, лежащим в основе двух крупных учений Юго-Восточной Азии - буддизма и даосизма. "Дао"- это универсальный и всеобщий закон бытия: "Все в мире находится в пути, в движении, в изменении..."

Буддизм и даосизм послужили идейно-психологической базой для возникновения в Древнем Китае (а позднее - Вьетнаме, Корее, Японии и других странах этого региона) школ воинских искусств.

С буддизмом, а точнее с чань-буддизмом связано "шаолиньское направление", сформировавшееся в монастыре Шаолинь провинции Хэнань.

Динамический вариант даосской практики "Нэй гун" лег в основу "уданского направления", сформировавшегося в горах Удан-шань, - излюбленном месте даосских отшельников.

Для воинских школ обоих направлений понятие "пути", т.е. практики постижения себя и окружающего мира, являлось стержневым. Школа воинских искусств не только обучала приемам боя с оружием или без, но была школой жизни, попадая в которую, человек получал шанс развить свою сущность, переродиться физически, психически и духовно.

Такое перерождение было возможно лишь при соблюдении ряда условий. Человек должен был стать учеником школы добровольно, помнить, что он пришел учиться, прилагать усилия, чтобы "научиться тому, как учиться". Это позволяло выдержать самую суровую дисциплину. Немаловажным фактором было умение учителя передать свой личный опыт, брать на себя ответственность за ученика, служить ему примером во всем. Никаких чудес в школе не происходило, кроме чудес, которые вызываются к жизни дисциплиной и самодисциплиной, постоянством усилий и терпением. Учитель, передавая традицию школы, должен был добиться пробуждения в ученике его личного, "спящего в нем" мастера. После окончания определенного этапа работы, ученик должен был покинуть школу и встать на свои ноги - пойти "своим путем" в направлении, указанном путем школы. Так что, вполне вероятно, что автор цитаты из кодекса "Буси До", говорящей об "одиночестве воина", совсем не имел в виду внешнее, социальное отторжение или пренебрежение социально-этическими нормами общества. "Одиночество воина" - состояние внутреннее, заключающееся в постоянной работе над собой, в формировании собственного мнения и собственных методов решения ситуаций, в поисках смысла жизни и смерти.

Источник:

Комментариев нет:

Отправить комментарий