среда, 19 января 2011 г.

Шаолинь. Краткий экскурс


Говорят, что именно по узкая тропинке от Шаолиньского монастыря к вершинам гор Суншань в начале 6 в. поднялся 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма, прибывший в Китай из Индии . Его имя дословно означало «Учение о просветлении». По-китайски оно звучало как Путидамо или просто Дамо (яп. Дарума). Легендыгласят,  что Дамо был сыном Мадраского раджи, решившим покинуть дворец, чтобы посвятить свою жизнь буддийскому учению. Когда  Бодхидхарма прибыл в царство Северная Вэй никто не смог понять и оценить по достоинству  парадоксальность и непривычность его учения,  отказе от чтения сутр и многочисленных ритуалов и замены их лишь «взиранием внутрь себя», и он удалился в монастырь где и провел в позе сидячей медитации лицом к стене более девяти лет. Легенды рассказывают, что Бодхидхарма погрузился в состояние глубокой медитации и неожиданно уснул. Проснувшись, он сильно рассердился на самого себя, вывал есницы и бросил их на землю. Их подоброал и посадил в землю Будда, и из них выросли кусты ароматного чая, который пьют буддисты в периоды долгой медитации, взбадривая сознание. Именно отсюда берет свой смысл чайная церемония, пришедшая в ХП в. из Китая в Японию вместе с чаньскими монахами.

 Когда решил Бодхидхарма, наконец, подняться, то оказалось, что его ноги потеряли способность двигаться. Однако при помощи особого комплекса упражнений Дамо восстановил их активность, и предписал монахам в будущем сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. Эти упражнения якобы представляли собой комплексы кулачного боя, владения монашеским посохом ("посох Дамо") и дыхательно-медитативные методики. Монахи активно принялись за тренировки, а первым мастером ушу, соответственно, стал сам Дамо, от которого монахи, якобы, и изучили первый комплекс шаолиньского ушу – «18 рук архатов»( Архат - это последователь Будды, достигший последней четвертой степени святости на пути к нирване и полностью освободившийся от земных желаний) включавший в себя несколько захватов и освобождение от них, удары кулаками, ладонями, подсечки и невысокие удары ногами. Легенды гласили, что каждый из архатов создал собственный прием, которые свел воедино сам Бодхидхарма. Есть также мнение, что сам комплекс «18 рук архатов» был создан значительно позже, а народная молва сделала его таким древним.

Вероятно , что и до прихода Бодхидхармы в Китай там существовали боевые искусства , однако прочтение монастырских и внешних источников той эпохи ставит под сомнение тот факт, что монахи активно изучали ушу еще в глубокой древности, да и  принцип  «не причинения вреда живому» не способствовал боевым тренировкам. Вероятнее всего, активные тренировки монахов разворачиваются со второй половины Х в.
Тем не менее за несколько веков до этого, произошло событие, принесшее Шаолиньскому монастырю богатство и славу.  Народных перданиях сохранилась  история о том, как 13 монахов спасли императора. Дело было в VII веке, когда Ли Шиминь - второй император династии Тан - спасаясь от мятежника Ван Шичуня упал в протекавшую неподалеку от монастыря реку и был спасен монахами. Тринадцать монахов решили защитить императора, и монашеский отряд разгрромив мятежников взял Ван Шичуня в плен. Вернувшись на трон Ли Шиминь не забыл услуги, пожаловал монастырю землю (около 250 га), разрешил монахам пить вино и есть мясо, а самому монстырю было позволено содержать особые монашеские войска.

К сожалению, практически не сохранилось сведений о развитии Шаолиньского монастыря в Х-ХП  веках. Даже в просвещенную Сунскую эпоху, в период расцвета придворных боевых искусств, шаолиньское ушу то ли полностью приходит в упадок, то ли до этого времени еще даже не складывается как сравнительно целостная система. Первые исторически потвержденные сведения о том, что в Шаолиньском монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по имени Цзюэюань. Он ушел из родных мест с единственной целью - постичь тайны искусства шаолиньских бойцов. Однако несмотря на занятия у лучших наставников он пришел к выводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не соответствует тому, о котором говорят легенды. Решив найти настоящих мастеров, он отправился на поиски. В Ланьчжоу он помог отбиться от разбойников некоему Ли Соу. Узнав о цели странствий Цзюэюаня Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя столица Китая) есть человек по имени Бай Юнфэн, который знает тайные шаолиньские традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и Бай Юнфэном все четверо вернулись в монастырь. Там они много лет перерабатывали имеющиеся техники, привнося все казавшееся рациональным и разумным. Так на основе "18 рук архатов" Цзюэюань создал комплекс "72 руки" (в настоящее время в Шаолине существует парный комплекс "72 приема Цзюэюаня"), который потом был дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн же разработал систему "кулака пяти составляющих", которую впоследствии стали соотносить с пятью животными - тигром, леопардом, драконом, змеей и журавлем. Система Цзюэюаня расширила 18 классических приемов до 18 базовых связок, включающих по 18 приемов, и таким образом получалось 324 приема - практическое удвоение 173 «рук», если отбросить повторяющиеся движения.

Тогда же, при правлении монголов шаолиньский настоятель Фуюй сделал новый вклад в развитие шаолиньского боевого искусства: он пригласил в монастырь 18 знаменитых мастеров, которые обучили монахов своей технике. С той поры в набор классических шаолиньских комплексов входят хунцюань (кулак Хуна), тунбицюань (кулак рук Туна) и т.п. Другим значительным деянием Фуюя является открытие пяти филиалов Шаолиня - в Монголии (составлявшей в тот момент единое государство с Китаем), на горе Паньшань в провинции Хэбэй, в городах Чанъань (нынешний Сиань), Лоян и Тайюань. Надо сказать, что за всю историю Китая монастырей с названием Шаолинь было около 10 (включая самый знаменитый Южный Шаолинь), также в силу широкого распространения китайской культуры во всей Юго-восточной Азии существовали аналогичные монастыри в Японии, Корее и Вьетнаме.

Значимым для истории монастыря является XVI век. В это время побережье Китая терроризировали пираты-вако (базировались они на островах Рюкю, в основном там были японцы, однако встречалось и много китайцев). Когда на борьбу с вако отправились войска под командованием великого полководца Ци Цзигуана, из Шаолиня тоже вышли отряды монашеского воинства. Больше всех в тот период прославился монах Юэкун.

Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. В 1928 году место, где находится монастырь, стало полем боя, и монастырь был уничтожен страшнейшим пожаром за всю его многовековую историю Монастырь так и находился в руинах до 1970 года, когда о своем намерении посетить знаменитый храм заявил японец Со Досин, объявивший себя преемником шаолиньской традиции, якобы переданной ему в годы войны в Китае каким-то из монахов. Тогда правительство срочно выделило крупную сумму на восстановление монастыря и собрало уцелевших монахов (точнее тех, кто захотел вернуться в монастырь). Суньшань Шаолиньсы- единственный сохранившейся   до наших дней Шаолиньский монастырь

В настоящее время монастырь Суншань Шаолинь является прежде всего крупным туристским центром. Вокруг него кормится большое количество школ ушу, никакого отношения к монастырю не имеющих. В нескольких учебных заведениях при Шаолине сегодня обучаются более двух тысяч последователей шаолиньской школы - в основном молодежь. Наибольший доход таким школам у-шу приносят иностранцы, готовые платить по 20$ в час (то есть 80 долларов в день, не считая питания и проживания) за то, чтобы после двухнедельных тренировок получить сертификат о том, что они "изучали настоящее шаолиньское ушу". Настоящие же мастера Шаолиньского у-шу, которых осталось не так уж много, предпочитают открывать свои школы вдали от Шаолиньсы, в других городах и районах Китая, где у-шу все же скорее древнее искусство, чем хорошо налаженный бизнес.

Комментариев нет:

Отправить комментарий