понедельник, 17 января 2011 г.

Ниндзя и ниндзюцу



Ниндзя и ниндзюцу окутывает настоящий ореол тайны и скрытности, что выглядит вполне логично, учитывая, что ниндзюцу можно перевести как "искусство скрытности". Давным-давно ниндзя служили для своих нанимателей в качестве шпионов и диверсантов, затем какое-то время их искусство считалось утерянным и забытым, но тем не менее и по сей день находятся адепты и представители этого направления боевого - и не только - искусства.

Ninja Jоhakkei, или 18 умений настоящего ниндзя
Согласно членам школы Будзинкан (Bujinkan) 18 дисциплин, известные как «jihakkei» (« jihachi» и «kei»), были впервые обозначены в свитках школы Тогакурэ (Togakure), а впоследствии стали обязательными для обучения адептов воинских искусств.

«Ninja Jihakkei» часто изучались вместе с «Bugei Jihappan» («18 самурайских боевых искусств»), несмотря на то, что некоторые из дисциплин частично совпадали, большинство из них обладало индивидуальным подходом к самураям и ниндзя. 
Вот эти 18 дисциплин: 
1. Bajutsu (Искусство верховой езды) 
2. Bоjutsu (Искусство боя на палках и с другим оружием) 
3. Bоryaku (Военная стратегия) 
4. Hensоjutsu (Искусство скрытности и маскировки) 
5. Intonjutsu (Искусство побега и исчезновений) 
6. Kayakujutsu (Пиротехника и взрывчатые вещества) 
7. Kenjutsu (Владение мечом) 
8. Kusarigamajutsu (Владение кусаригамой) 
9. Naginatajutsu (Владение нагинатой) 
10. Seishin-teki kyоy (Духовное очищение) 
11. Shinobi-iri (Искусство тайного проникновения) 
12. Shurikenjutsu (Метание сюрикэнов) 
13. Sоjutsu (Владение копьём) 
14. Sui-ren (Водные тренировки) 
15. Taijutsu (Бой без оружия) 
16. Tenmon (Метеорология) 
17. Chоh (Шпионаж) 
18. Chi-mon (География) 

Байдзюцу / Bajutsu ( «Верховая езда») также известно под названием дзёбайдзюцу и в общем и целом означает японское военное искусство верховой езды. 

Бодзюцу / Bojutsu в переводе с японского подразумевает искусство владения любым оружием. Любым в том смысле, что человек, овладевший этим искусством, может превратить в оружие практически любую вещь. Однако, чаще всего подразумевается именно палка, или «бо» (bo), которая является одним из самых первых средств защиты и нападения, познанных человеком. 
Сегодня бодзюцу обычно связывают с кобудо Окинавы (Okinawan kobudo) или с японским Kory? bud?, которое является одним из основных элементов классического военного обучения. В окинавском варианте оружие часто называют просто «kon» 
Боряку / Boryaku

Боряку  это одно из 18 основополагающих умений ниндзя, закончивших школу Тогакурэ (Togakure-ry). 
Наряду с ортодоксальными методами, боряку предполагает использование нетрадиционных стратегии и тактики, а также манипуляции политической обстановкой и другими текущими событиями в обществе для чрезвычайно тонкого воздействия на противника. 

Хэнсодзюцу / Hensojutsu это японское военное искусство скрытности и маскировки. 
Некоторые кланы ниндзя были известны как «Shichi H? De» (???), или «Идущие семью путями», что подразумевает под собой возможность таких людей перевоплощаться в кого угодно: ремесленника, купца, священника, самурая, кукольника или актёра. Бойцы, изучающие эту дисциплину, были хорошими социологами и подолгу изучали жизнь людей в городах и сёлах – до тех пор, пока не могли смешаться с толпой полностью. Очень часто ниндзя носили сразу два одеяния – или хотя бы соответствующие аксессуары, чтобы при случае быстро перевоплотиться в представителя другого класса. 
Это искусство отличается от других тем, что нужно в очень краткий миг суметь стать совершенно другим человеком. Например, ниндзя мог подолгу изучать поведение и быт простых работников, чтобы потом, спасаясь от преследования, прикинуться точно таким же работягой – он будет двигаться в толпе столь же привычно и незаметно, как и сотни других – кто такого узнает? 
Часто ниндзя подшивали с внутренней стороны «крестьянской», к примеру, одежды тёмное одеяние, которое позволяло быстро и просто сменить заметную одёжку на камуфляж. 
Превращение в животных 
Частично ниндзя могли «превращаться» в животных, привязывая к ногам специальные деревянные дощечки с вырезанными следами того или иного животного (иногда также использовались «детские» следы). Таким образом отследить ниндзя становилось крайне сложно. 


Тонпо / Tonpo 
Тонпо – это подкатегория хэнсодзюцу и являет собой «13 методов становления невидимым» (или «13 методов побега»), что в свою очередь является частью «дзинтонпо» (jintonp?, ???), или «Использование людьми метода исчезновения». 
Интодзюцу / Intonjutsu

Интодзюцу (???) – это искусство «исчезновения» ниндзя, которое включает в себя две техники: «готонпо» (gotonp?), или Искусство сокрытия с помощью пяти элементов, а также «синоби аруки» (shinobi aruki), или Тихое движение. Эти техники активно используются практикующими ниндзюцу. 
Каякудзюцу / Kayakujutsu

Каякудзюцу (???) – литературное обозначение Искусства пороха, т.е. это стрельба из ружей, использование пороха и взрывчатых веществ и т.п. История и мифология, накрученные вокруг ниндзя и каякудзюцу, сродни тем, что возводились вокруг алхимии в средневековой Европе: практикующие каякудзюцу обращались к «Ти» (Chi, Земля), чтобы добыть «Ка» (Ka, Огонь), точно так же, как и алхимики в своё время использовали Воздух, Землю, Огонь и Воду. 
Обычно в качестве сосудов ниндзя использовали бамбук, яйца в качестве взрывснарядов, маленькие бутылочки и деревянные ящики. Яйца склеивались рисом или воском, а внутрь насыпали перечную смесь, которая при случае ударяла недругу в лицо. Также подобные вещицы использовали, чтобы создать густые облака дыма, которые нам сейчас так часто показывают в кино, чтобы сбить нападающих или преследующих с толку. 
Бамбук использовался в качестве мин при засаде на дорогах, а маленькие бутылочки удобно подходили для использования в городе, когда нужно было создать много шума из ничего. Деревянные коробки использовались для пробивания брешей в стенах при нападениях на замки или укрепления. 

Кэндзюцу / Kenjutsu

Кэндзюцу (??) – знаменитое японское фехтование на мечах. Обычно кэндзюцу практикуется через серию ката, выполняемых парно или в одиночку. Школы учат своих подопечных использовать меч против других разновидностей классического оружия, но помимо этого ученики познают ещё и основы боевой психологии. 
Сегодня большинство школ kory? продолжают использовать кэндзюцу в своей программе, а некоторые из них даже процветают в относительно небольших масштабах. Такие школы – или рю – как Ягю Синкагэ (Yagy? Shinkage-ry?), Касима Синто (Kashima Shinto-ry?), Касима Син (Kashima Shin-ry?), Касима Синдэн Дзикисинкагэ (Kashima Shinden Jikishinkage-ry?), Хёхо Нитэн Ити (Hyoho Niten Ichi-ry?) являются наиболее известными среди ныне существующих. Многие из этих школ прослеживают свою родословную вплоть до зарождения в период сёгуната Токугава. Многие другие могут отследить свою историю от основателей, живших в XIV в. – это школы Манива Нэн (Maniwa Nen-ry?, основана в 1368 г.), Тацуми (Tatsumi-ry?, 1504-1521 гг.) и Касима Син (Kashima Shin-ry?, около 1450 г.) 

Путаница с другими практиками 
Кэндзюцу не нужно путать с другими практиками, такими как иайдо (иайдзюцу). Да, между ними существует весьма сильная связь, но всё же кэндзюцу и иайдзюцу – разные практики. Чаще всего иайдзюцу выступает в качестве отдельной и дополнительной практики в большинстве школ кэндзюцу. 
Иайдзюцу позиционируется как искусство противодействия воину, вооружённому чаще всего мечом, так что изучение этой техники последователям кэндзюцу оказывается только на руку. 
Одним из коренных отличий иайдзюцу от кэндзюцу является положение меча в начале выполняемых ката. В иайдзюцу меч находится в ножнах, а в кэндзюцу большинство ката происходят с участием уже обнажённого оружия. 

Оснащение 
За прошедшие пятьсот лет оснащение в кэндзюцу изменилось чрезвычайно мало. Всё так же в качестве учебного оружия используется боккэн – деревянное подобие меча. По разным причинам различные школы изготавливают для своих учеников свои собственные боккэны, отличающиеся длиной, формой и весом. Например, боккэны из школы «Yagy? Shinkage» сравнительно тонкие и без гарды, что связано с особым подходом к бою в школе. Последователи «Kashima Shin» используют немного утолщённые боккэны по сравнению с большинством, используемым в других школах. 
Некоторые школы используют «фукуро синай» («fukuro shinai»: бамбуковый меч, обтянутый кожей или тканью) – такие мечи, как правило, дают младшим ученикам, которые ещё не умеют безопасно управлять боккэном на полной скорости, да и вообще в качестве общих мер предосторожности. Фактически синай в тренировках используют, начиная с XV века. 

Нитодзюцу 
Отличительной чертой многих школ кэндзюцу является использование парных одати (?dachi) и кодати (kodachi) или сёто (shot?) – такой стиль боя получил название нитодзюцу (nit?jutsu), метод двух мечей. Одним из самых известных мечников этой техники был Миямото Мусаси (1584-1645), которые основал школу под названием Хёхо Нитэн Ити (Hyoho Niten Ichi). 
Однако нитодзюцу как таковое не являлось уникальным ни для этой школы и его основателем был не Миямото Мусаси. В начале периода Муромати (1392-1603) действовала школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто (Tenshin Sh?den Katori Shinto), плюс в период Эйсё (1504-1521) существовала школа Тацуми (Tatsumi), элементы чьей программы и задействовал Миямото при создании своего стиля и своей школы. 

Кусаригамадзюцу (kusarigamajutsu, ???:????????) – это искусство использования своеобразного японского оружия кусаригама. Кусаригами преподаётся в качестве отдельного боевого искусства в таких школах, как Будзинкан (Bujinkan) и Синто Мусо (Shinto Muso). Кусаригама состоит их трёх частей: деревянной ручки, лезвия на одном конце и противовеса-цепи на другом. Кусари – цепь – раскручивается и таким образом усыпляется бдительность противника, после чего молниеносно наносится смертельный удар лезвием. 

Нагинатадюзцу (naginatajutsun ??? или ???) – японское боевое искусство, в котором в качестве оружия используется нагината. Нагината является аналогом алебарды и часто используется в сочетание с танто или кинжалом. Большинство практик с участием нагинаты сейчас проходят в довольно изменённой по сравнению со средневековыми занятиями форме «gendai bud?», прозванной «naginatad?» или «atarashii naginata» («Новая нагината»). Проводятся также конкурсы и соревнования. 

Дискуссии касательно оригинальности 
Вокруг происхождения оружия выстроено несколько теорий, в частности, одна из них гласит, что своё происхождение, как и оружие кобудо, нагината выводит из сельскохозяйственного инвентаря. Другая теория гласит, что нагината – потомок китайской алебарды, а третья и вовсе заявляет, что самураи были натурами творческими и когда им потребовалось более длинное оружие, просто приделали меч к шесту. 

История 
В самом начале своего боевого пути нагината использовалась против кавалерии, благо её длина это позволяет, но в период Токугава (1603-1868) нагината быстро превратилась в символ статуса женщины-самурая. Мужья уходили на войну, женщины оставались дома, но ведь дом нужно было как-то защищать! Так что нагинатадзюцу в тот период распространилось довольно быстро и широко, а сама нагината стала также символом женской преданности семье и дому. Многие школы, например школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто, включали владение нагинатой в свою учебную программу. 

Нагината и спорт в наше время 
Как следует из подзаголовка, да и из простых размышлений, в наши дни искусство владения нагинатой вылилось в спорт, получив название «Путь нагинаты» («naginatad?», ???) или «Новая нагината» («atarashii naginata», ?????). Этот вид спорта регулируется Всеяпонской Федерацией нагинаты. 

Seishin Teki Kyoko 
Seishin-teki ky?y? это методика духовного совершенствования в ниндзюцу, которая включает в себя несколько составляющих: 
1. Самопознание; 
2. Изучение характера; 
3. Судьба (также можно перевести как «призыв», «зов») 
4. Гармония; 
5. Сердце; 
6. Глаз; 
7. Любовь. 
В ниндзюцу ум должен быть подготовлен прежде, чем перед ним будет поставлено то или иное задание. Согласно синто и дзен-буддизну, разум должен быть полностью поглощён тем или иным заданием и тогда человеку будет подвластна любая техника. Как говорится, «обнажённый человек в пустой комнате всё ещё может практиковать ниндзюцу». 
Некоторые школы ниндзюцу начинают пробуждение сознания с помощью индийской йоги. Для входа в медитативное состояние используются мантры и сутры, например, знаменитая Лотосовая сутра. Синтоистское учение позволяет бойцам лучше изучить духовную энергию, понять её суть, что позволяет в свою очередь принимать и выдерживать боль от тренировок и освободиться от бренности мира – как в тех же тренировках, так и в бою. 
Некоторые последователи ниндзюцу могут проводить в медитациях много часов, другие – используют горные водопады зимой, доводя собственные тела практически до граничного состояния и очищая таким образом свои души. Третьи считали, что нечистая душа, душа «с примесью» - это то же самое, что дурно обработанная сталь, и такая душа может «сломаться» под гнетом обстоятельств. Для того, чтобы не утратить эту связь, нужно неустанно и регулярно тренировать тело и дух. 
Некоторые ниндзя обучались в определённых школах пониманию законов кармы и каст, учились взаимодействию в обществе, тому, что жизнь есть связь поступков и нужно быть разумными в принятии решений. Учились они и тому, как можно объединить в себе многие элементы, фигурально выражаясь, учились соединять небо и землю. Ниндзя понимали, что каждый элемент этого мира несёт в себе частичку ками и при правильном понимании сути элементов их можно использовать в своё усмотрение. 
Находясь в постоянной взаимосвязи с миром, ниндзя знали, что если душа у человека нечиста и он не понимает сути вещей, то его решения всегда будут ошибочными. Для того, чтобы оно было верным и человек совершал правильные поступки, нужно пробудить сознание, выпустить дух на свободу и стабилизировать состояние тела. 

Синоби-ири (shinobi-iri, ????) – искусство тайного проникновения и совершения операций под прикрытием. Техника используется для скрытного проникновения на вражескую территорию, например, в лагерь противника. Синоби-ири использовалась вкупе с другими техниками для обеспечения положительного результата миссии. 
Для проникновения на территорию противника использовалась система пяти методов: 
1. Nyukyo no jutsu – определение сроков; 
2. Monomi no jutsu – нахождение брешей в защите; 
3. Nyudaki no jutsu – нахождение слабостей психики; 
4. Yoji-gakure – отвлечение внимания; 
5. Joei-on jutsu – использование световых и шумовых эффектов для исчезновения. 
Nyukyo no jutsu позволяло правильно определить время для операции, monomi no jutsu – выявить слабое место в обороне противника.Nyudaki no jutsu – использование слабостей тех же охранников, которые могут, например, иногда подремать на дежурстве. Yoji-gakure no jutsu – классический ход с бросанием какого-либо предмета подальше от места своего нахождения, охрана идёт проверять, что там шуршало в кустах, а ниндзя тем временем тихонько проникает в лагерь. 
Joei-on jutsu – также классический ход с использованием световых и шумовых гранат для спокойного исчезновения с места «преступления». Пока охрана оглушена или ослеплена, унести ноги чрезвычайно легко. 
Искусство скрытности 
Также умения синоби скрываться включают в себя три искусства «невидимости»: 
1. Inpo – искусство скрытности; 
2. Tonpo – искусство уклонения и побега; 
3. Shinobi-iri – искусство тайного перемещения в темноте. 
Рекомендации для скрытного перемещения от Стивена К. Хайеса (Stephen K. Hayes): 
1. Согните ноги в коленях как можно сильнее и контролируйте баланс тела – таким образом общее давление Вашего тела на землю снизится и Вы сможете пройти, не оставляя глубоких следов. 
2. Помните, вдыхать нужно одновременно с движением, т.к. Ваше пыхтение может быть легко обнаружено в кромешной тишине. И старайтесь излишне не напрягаться, т.к. в некоторых случаях напряжение способствует одышливости. 
3. Будьте бдительны и смотрите не только под ноги, но и вокруг себя, обращая внимание на других людей или новые предметы на сцене действия. 
4. Передвигайтесь текучим шагом, а не ходите, как деревянный солдатик. Также не стоит двигаться с ленцой или широко размахивать ногами. 
5. Перенесите весь свой весь на одну из ног и второй сделайте аккуратный шаг, постепенно перенося вес на неё – такая уловка позволит Вам передвигаться в совершенной тишине. 
6. Пусть руки не болтаются без дела: выставьте их слегка вперёд, одну чуть ниже, другую чуть выше – так Вы сможете заметить возможное препятствие прежде, чем наткнётесь на него со всего маху. 
7. Если Вы считаете, что наделали слишком много шума, замрите и не двигайтесь некоторое время. Прислушайтесь, обеспокоились ли окружающие и приглушился ли общий шум после Вашего возможного промаха. Сделайте глубокий вдох и медленно выдохните, сделайте небольшую паузу – до тех пор, пока точно не убедитесь, что Вас никто не заметил, и аккуратно продвигайтесь дальше. Возможно, Вам даже удастся убедить окружающих, что им просто послышалось. 
8. Будьте настолько терпеливы, насколько это возможно. Если скорость передвижения не имеет особого значения, потратьте максимум времени, т.к. нетерпение и спешка – это две самые большие опасности для человека, желающего тайно пробраться куда бы то ни было. 
9. Сообразуйте свои движения с окружающей средой. Не делайте слишком длинных перемещений по областям, где Вас могут увидеть или услышать. Передвигайтесь тихонько, короткими перебежками и следите за окружающей обстановкой. 
Клановая структура 
Любой клан синоби построен по принципу пирамиды, которую условно можно поделить на три уровня: дзёнин, тюнин и гэнин. 
Дзёнин (Jonin) – элитные бойцы клана, которые могут уложить в битве тюнина и гэнина. Их имена и личности хранятся в строгом секрете и неизвестны рядовым бойцам клана. 
Тюнин (Chunin) – эти бойцы возглавляют группы синоби и отвечают за проведение операций, получая задания от дзёнина. 
Гэнин (Genin) – рядовые бойцы, которыми ученики синоби становятся после того, как старейшины сочтут их достаточно подготовленными, чтобы участвовать в операциях. 

Сюрикэндзюцу (shurikenjutsu, ????) представляет собой общий термин для обозначения боевого искусства метания сюрикэнов (shuriken) – небольшого метательного оружия вроде металлических шипов («bo shuriken») или круглых пластин («hira shuriken») или ножей (tant?). 
Сейчас сюрикэндзюцу гораздо менее распространено по сравнению с феодальной эпохой, когда это искусство обычно входило в качестве дополнительного в программу обучения многих школ кэндзюцу, содзюцу, бодзюцу и кими-ути («kumi-uchi», ), или дзюдзюцу («jujutsu»). 
История 
Откуда пошло сюрикэндзюцу несколько неясно из-за отсутствия достоверных источников и документов, касающихся истории искусства, однако в школах боевых искусств существуют внутренние устные предания, которые повествуют о том, как то или иное искусство развивалось, пришло в эту школу и используется в её программе обучения. 
Искусство метания сюрикэнов совместно создали многие авторы и новаторы, которые отдельно от других обнаружили и создали свои собственные различные методы адаптации бытовых объектов к потребностям боевого искусства и разработали способы метания оружия. Именно поэтому столь различны и стили в сюрикэндзюцу, и само оружие. 
Кроме этого, это искусство скрытно само по себе – сюрикэны маленькие, их легко спрятать, но их можно эффективно использовать на различных дистанциях, хоть вблизи, хоть на расстоянии – как аналог ножа, или, что называется, по назначению, метая в ту или иную цель.
Типы сюрикэнов 
Выделяют два базовых типа сюрикэнов – бо-сюрикэны и хира-сюрикэны. Бо-сюрикэны – прямые металлические шипы, иногда могут иметь четыре луча или быть округлыми или восьмигранными. Как правило эти сюрикэны имели только один заострённый конец, но в ряде случаев заточка могла быть с двух сторон. 
Средняя длина бо-сюрикэна составляла около 16 см, а вес – около 50 г. Такой сюрикэн бросается сверху вниз из укрытия или же из положения лёжа, сам сюрикэн при этом держится между первым и вторым пальцами руки. Бо-сюрикэны являются самой распространённой формой этого метательного оружия и наиболее широко используются в сюрикэндзюцу. 
Хира-сюрикэн, или сякэн («метательная звёздочка») – название говорит само за себя, плюс этот образ оружия ниндзя широко растиражирован западным кинематографом, так что проблем с идентификацией быть не должно. Толщина сякэна составляет около 3 м, а ширина – около 11 см. Бросать сюрикэн можно практически как угодно, движение идёт от запястья. 
Современная практика 
После отмены мечей в период Мэйдзи, сюрикэндзюцу как и многие другие боевые искусства, изрядно увяло и почти умерло к началу XX века. Исчезли многие виды этого боевого искусства и если бы не усилия некоторых лиц, например, Кандзи Нарусэ (Kanji Naruse, 188? - 1948) и Фудзита Сэйко (Fujita Seiko, 1900 - 1966), специалистов в области сюрикэндзюцу, искусство бросания «звёздочек» могло бы кануть в Лету. Кандзи и Фудзита написали несколько книг по данной тематике, но теория без практики ничто и в этом плане значительно помогли школы, которые до сих пор действуют и посвящены сюрикэндзюцу – Ягю Синган (Yagyu Shingan), Ягю Синкагэ (Yagyu Shinkage), Катори Синто (Katori Shinto), Касима Синто (Kashima Shinto), Кукисин (Kukishin) и Тогакурэ (Togakure). 

Содзюцу (s?jutsu, ??. Иногда неправильно читается как «yarijutsu») – искусство боя на копьях («yari»). Содзюцу, как правило, всего лишь часть обширной программы большинства школ боевых искусств, например, содзюцу входит в программу школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто. Известными школами содзюцу являются, к примеру, Овари Канн (Owari Kan) и Хозоин (Hozoin). Искусство боя на копьях весьма обширно и хорошо как при наступлении, так и при защите. 
Суй-рэн (sui-ren, suiren, ??) – часть тренировок ниндзя, которая проводится на воде. адепты должны уметь бесшумно пересекать водные препятствия, скрываться под водой или сражаться с врагом. Водные стили искусства ниндзя делятся на пять основных категорий. 
Плавучие средства 
Иногда ниндзя используют плоты или складные лодки для переправ через водоёмы, но именно только иногда. 
Вода как оружие 
Часто ниндзя используют воду в своих целях, например, разрушая мосты и дамбы, загрязняя источники или лишая воды пленников. В случае с мостами и дамбами чрезвычайно эффективным было разрушение сооружения непосредственно перед проходом/проездом по нему противника. 
Обмундирование ниндзя 
Чтобы дышать под водой в течение длительного времени ниндзя использовали длинные дыхательные трубки, похожие на тростник. В некоторых случаях эти же трубки использовались для скрытного выстрела из-под воды в ничего не подозревающего противника. 
Скрытность 
В древней Японии, как уже ясно из абзаца выше, бойцы часто использовали водоёмы в качестве убежища или для подглядывания за противником. Также нападения из воды использовались для захвата заложников. 
Выживание 
Ниндзя должны были знать, как при случае найти, очистить и транспортировать воду на довольно длительные расстояния. Это умение помогало синоби выживать в не самых благоприятных местах. 

Тайдзюцу (taijutsu, ??) – фигурально выражаясь, «искусство тела» – японское боевое искусство боя без оружия. Исторически этот термин является взаимозаменяемым с «дзюдзюцу» и другими терминами, обозначающими ряд боевых навыков. 
Тайдзюцу – бой без оружия – является общим для многих боевых искусств и распространено по всей Японии на протяжении всей её истории. Учитывая, что тайдзюцу обозначает некий перечень навыков и умений, этим термином не обозначают какую-либо конкретную школу. 

Тэнмон, (tenmon, ten-mon, ??) – умение ниндзя понимать и прогнозировать погоду, которое используется в стратегических целях. Это умение позволяло бойцам предугадывать изменения погоды и использовать из для собственной выгоды. Зная характер погодных изменений, повадки животных и многие другие характерные признаки, ниндзя мог использовать дождливую погоду или длительный знойный период для ослабления врага и победы над ним. 

Тёхо (ch?h?, ??) буквально означает «секретную информацию», а применительно к ниндзя является искусством шпионажа и одним из основных умений, преподаваемых в школе Тогакурэ. Шпионаж наряду с саботажем является одним из основных умений ниндзя. 

Ти-мон (chi-mon, chi mon, ??) – умение ниндзя ориентироваться на местности, т.е. знание географии. Бойцы средневековой Японии проводили приличное количество времени, изучая географию родной страны, запоминая расположение её основных рек и их притоков. Кроме этого, синоби изучали ботанику, энтомологию, геологию, зоологию и могли таким образом определить своё местоположение практически в любых условиях. Также ниндзя изучали импорт и экспорт близлежащих провинций – эти знания впоследствии могли использоваться для саботажа.
В последнее время школы ниндзюцу редко фокусируют своё внимание на методах шпионажа, т.к. они мало подходят для основной части населения, плюс ко всему привлекают студентов с нереалистичным ожиданиями и создают негативную рекламу. Возможно, такие действия стали одной из причин для создания «западного» образа ниндзя – таинственного убийцы, появляющегося из ниоткуда и пропадающего в никуда.

Ниндзюцу, как и многие другие восточные боевые искусства, имеет китайские корни. На данный момент не существует адекватного и полного перевода термина «ниндзюцу» на другие языки, равно как и не существует слова для точного описания адептов этого искусства – таинственных и знаменитых ниндзя. Как вариант «ниндзюцу» переводится следующим образом: «искусство скрытности» и такой термин широко используется в доктрине будзюцу, однако он затрагивает только одну из характерных особенностей искусства ниндзюцу – утаивание или создание и поддержание ауры таинственности. В общем случае функции ниндзя описываются так: проникновение на вражескую территорию, совершение различных актов саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения операции. На самом же деле скрытое проникновение во вражеские замки и укрепления положило начало развитию отдельной специализации будзюцу, известной как тори-но-дзюцу, в то время как переход через линию вражеских войск в период открытых боевых действий или военной тревоги стали называть тикаири-но-дзюцу. 
Действия, совершаемые ниндзя после успешного проникновения, варьировались в зависимости от обстановки – военной или стратегической и все эти действия можно разделить на три большие группы: 

  • сбор информации посредством шпионажа и все, что с этим связано;
  • убийства, диверсии, ослабление вражеской обороны;
  • действия на поле боя, включая боевые операции почти в любой форме, варьировавшиеся от открытого столкновения до засады (как на беззащитную жертву, так и на правителя, следующего в сопровождении многочисленной охраны).

Т.е. по сути ниндзя были наёмниками, предлагающими себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов или террористов – по желанию заказчика, которыми, как правило, выступали как крупные, так и мелкие даймё в период феодальной раздробленности и междоусобиц: когда, к примеру, необходимо было выполнить какое-либо откровенно скользкое дельце, то обладающий необходимым запасом денежных средств самурай или даймё всегда мог переложить эту ношу на плечи наёмников-ниндзя. Большие организации или гильдии ниндзя предлагали свои услуги тем, кто был готов за них заплатить. 
Впервые шпионить ниндзя стали при Сётоку-тайси (574-622), принце-регенте, выступившим в качестве нанимателя. Сильные гильдии ниндзя правили ночным Киото, где они прочно укоренились, а школы ниндзя множились с такой скоростью, что в течение периода Камакура насчитывалось как минимум 25 довольно крупных центров по подготовке бойцов. Как правило, такие центры располагались глубоко в провинциях Ига и Кага. Не раз популяцию воинов ночи хотели уменьшить различные военные лидеры, жаждавшие полновластного контроля над страной, осуществлять который должна была жёсткая рука центрального правительства. Показательным примером в этом случае будет уничтожение 4 и даже более тысяч ниндзя воинами Ода Нобунаги. Войско Нобунаги, кстати, насчитывало около 46 тысяч человек. 
Когда власть оказалась в руках клана Токугава, распространившего жёсткий порядок во всём, то буквально каждый из существовавших в то время классов время от времени нанимал маленькие группки ниндзя для устранения соперников в другом классе или даже в пределах одной социальной группы. 
Разумеется, шпионили ниндзя и в пользу официального правительства, так ниндзя провинции Кага выступали шпионами на службе сёгуна и использовались в сети, раскинутой над императорским двором и некоторыми могущественными провинциальными правителями. Маленькие отряды ниндзя сражались с группами воинов в локальных конфликтах: для подавления попыток бунта или же, банально, в битве за территорию. 

Семейства ниндзя это тесно сплоченные и замкнутые коллективы, которые вливались в более крупные группы в полном соответствии с древней клановой структурой. У ниндзя были свои лидеры (дионин), которые составляли планы, а также заключали союзы и контракты. Были и младшие начальники (гэнин), и простые агенты, которые исполняли любые приказания вышестоящих. Эти группы составляли крупные гильдии, обладающие своими территориями и кругом специфических обязанностей – и то, и другое охранялось весьма ревностно, и посторонний человек не имел практически ни единой возможности присоединиться к такой группе, что называется, «с улицы» и стать ниндзя: для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Ремесло ниндзя передавалось от отца к сыну, но и то с предосторожностями – все искусства и тайные приёмы, а также оружие каждой семьи тщательно охранялись и раскрыть секрет постороннему означало умереть от руки своих же. В случае же, если ниндзя таки попадался охотникам, то смерть также была единственным выходом: ниндзя-неудачник либо уходил из жизни самостоятельно, либо от руки другого ниндзя, оставлявшего для последующего возможного допроса исключительно хладный труп. 
Книги и документы (торимаки), связанные с традициями, техническими приёмами и искусствами ниндзюцу считались наиболее тайными семейными сокровищами и с великими предосторожностями передавались от одного поколения к другому. В них содержались инструкции, касающиеся той боевой техники, которую ниндзя должен был изучить и освоить на самом высоком уровне мастерства (включая технические приемы таких традиционных боевых искусств, как стрельба из лука, фехтование на копьях и мечах). Также традиционные искусства ниндзя ловко приспосабливали для своих исключительных целей, к примеру, они изобрели складное копьё, которое при внезапном вытягивании в длину производило крайне шокирующее воздействие. Также ниндзя использовали такие «хитрые» приспособления, как мечи и клинки, установленные на концах различных складных шестов, к которым прикреплялись цепи, чтобы можно было быстро вернуть оружие в руку после броска. Помимо всего прочего ниндзя замечательно владели техникой иайдзюцу – искусством, позволяющим молниеносно выхватывать меч или кинжал из ножен. Самой передовой школой ниндзюцу, специализирующейся в этом направлении, была Фудо Рю. 
В школах ниндзюцу придумывались и свои исключительные виды оружия, каждый из которых подходил для определённых целей и имел свой собственный метод использования. В первую очередь, наверное, следует назвать сюрикэн - метательные лезвия, или «иглы», которые носились на специальном ремешке по пять штук в связке. Этим оружием ниндзя умели пользоваться превосходно: из любой позиции, при любом освещении и на разной дистанции – цель никогда не уходила живой, она вообще уже не могла пойти куда бы то ни было. Методы метания сюрикэн были сгруппированы и в итоге выделились в отдельное искусство – сюрикэндзюцу. Эту технику изучали даже буси, дабы использовать свои короткие мечи (вакидзаси), кинжалы (танто) и ножи (ко-гатана) с большей эффективностью на длинных дистанциях. Наиболее знакома – по художественным фильмам, конечно же – западным жителям форма сюрикэн в виде многолучевого звездообразного диска, который называется сакэн и бросается резким движением кисти. 
Также из специфического оружия ниндзя с успехом использовали бронзовые кастеты (суко), выдувные трубки, удавки, тонкие шипы, шнуры/цепочки с вращающейся гирькой на одном конце и обоюдоострым лезвием на другом (кётэцу-согэ), а также безобидный с виду бамбуковый посох, один из концов которого был утяжелён свинцом, а другой скрывал всё ту же цепь с гирькой. 

 Ниндзя могли с лёгкостью проникать в дома, замки, комнаты и военные лагеря, всё это они проделывали благодаря знанию практической психологии, а также благодаря превосходному владению набором специнвентаря, в который входили верёвочные лестницы, ручные шипы, верёвки с крючьями, а также специальная обувь. Вдобавок ниндзя брали с собой дыхательные трубки и надувные мехи, позволяющие долго оставаться под водой и незамеченными пересекать крепостные рвы, озёра или болота. Не брезговали ниндзя использовать и древнекитайские достижения в химии и создании взрывчатых веществ: неуловимость ниндзя, а также их эффектное появление зачастую были обязаны ослепляющим гранатам и дымовым шашкам, использовали ниндзя и отравленные дротики, и трубки, брызгающие кислотой. Впоследствии, к этому и так немалому арсеналу добавилось огнестрельное оружие. 
Помимо общих приёмов будзюцу каждая из школ ниндзюцу специализировалась на особых методах применения насилия: нанесение смертоносных ударов пальцами по жизненно важным органам человеческого тела (Гокку Рю), ломание костей (Кото Рю) и др. 
Таким образом, ниндзя был крайне опасным врагом, в совершенстве обученным и готовым эффективно и безжалостно справляться с любыми ситуациями, возникающими в бою – вооружённом или нет, без разницы. Способности полностью обученного ниндзя выходили за рамки общедоступных, а его контроль над собственным телом был просто поразительным: ниндзя умел замедлять сердцебиение по собственному желанию, контролировать своё дыхание, освобождаться от верёвок и цепей, а также пробегать большие расстояния или, наоборот, длительное время оставаться полностью неподвижными. Ниндзя были и прекрасными актёрами, могущими изобразить человека любого социального положения, создав любую легенду – именно по этой причине ещё они могли проникать незамеченными на заданные объекты. И в завершение перечисления навыков ниндзя следует отметить недюжинные знания человеческой психологии, а также гипноз (сайминидзюцу). 
Всё вышеперечисленное представляет весьма любопытную область для изучения, т.к. некоторые вещи звучат крайне невероятно. С другой стороны современный человек не знает до конца всех способностей и умений своего собственного организма, а ведь такие явления как интуиция и так называемое «шестое чувство» должны наталкивать на мысль, что человек – каждый человек – в принципе способен на куда большее, чем он себе может представить. 

Ниндзя-то: оружие таинственных ниндзя
«Ниндзя-то» (ninjato), также известный как «ниндзя-кэн» (ninjaken) или «синоби гатана» (shinobi gatana), это самое известное название для знаменитого меча ниндзя.

Согласно книге «История и традиции ниндзюцу» Масааки Хацуми (by Masaaki Hatsumi), сокэ (глава) додзё Будзинкан, эти мечи были самых разных форм и размеров. Однако, очень часто они были гораздо короче традиционного для японских воинов вооружения – дайто катаны. 
Типичный ниндзя-то, который ниндзя постоянно носили с собой, был чем-то вроде вакидзаси или усечённой катаны, также возможно это был айкути (aikuchi) или, скорее всего, тёкуто (chokuto), имевший рукоятку, как у катаны и размещавшийся в таких же ножнах. Это давало возможность выхватить меч быстрее противника и к тому же одурачить его, т.к. такая маскировка никоим образом не выдавала истинную сущность ниндзя. Свободное место в ножнах могло использоваться для хранения или сокрытия другого инвентаря или необходимых вещей. Конечно, более короткое лезвие в ряде случаев было недостатком, т.к. противник мог значительно сократить дистанцию, но в ряде поединков это же было и преимуществом, т.к. ниндзя мог в полной мере использовать малую длину клинка, например, в иайдо-поединке, когда нужно вытащить меч и поразить противника как можно быстрее. Другие исследователи, впрочем, полагают, что более короткий клинок давал преимущество ниндзя в том плане, что его было куда легче скрыть и, что немаловажно, он давал преимущество в случае боя в помещении: стены и потолки значительно препятствовали самураям для использования катаны в некоторых приёмах нападения. 
Современные ниндзя-то часто имеют квадратную гарду (цуба), что является исторически неточным. Согласно той же книге Масааки Хацуми, ниндзя-кэн был прямым, но только в сравнении с большинство мечей того времени, имевших более изогнутую форму. Клинок меча ниндзя был искривлён только самую малость. 
Хацуми пишет, что очень часто такие мечи были просто прямыми полосками плохо выкованной стали. Другие источники утверждают, что некоторые из мечей, выковываемые в эпоху Токугава, имели меньшую кривизну лезвия, чем другие. Именно в эпоху Токугава зарождалась мифология ниндзя, которые были наняты сёгуном в качестве тайной полиции. 
Додзё Будзинкан также включает в себя ещё Тогакурэ рю, которая учит использованию ниндзя-кэн. Как правило, это мечи такой же длины, как и вакидзаси или немного длиннее, которые шли в комплекте с мечом такой же длины, как и катана. Учитывая, что ниндзя являлись разведчиками, собирая таким образом необходимые данные, использовать короткий меч в таких условиях было просто удобнее. 

А ТАКЖЕ:
1.Ниндзя-то - короткий прямой меч ниндзя. Катаной можно было только рубить, и тренировки самураев сводились, в основном, к отработке рубящих движений. Меч ниндзя был прямым, что позволяло бойцу закалывать противника.
Ниндзя всегда носил на дне ножен смесь песка, молотого перца и железных опилок. Когда меч был вытащен, можно было взмахом ножен метнуть эту смесь в глаза врагу.

2.Сюрикены - метательное оружие ниндзя. Совершенное оружие для убийства должно быть маленьким, легким и смертоносным. Сюрикены превосходно отвечали этим требованиям, и ниндзя постоянно носили при эти смертельные орудия различных форм и размеров. Эффективная дальность сюрикена как ранящего оружия равнялась примерно пятнадцати метрам, а в случае, когда острия были отравлены, раны оказывались смертельными.В центре большинства сюрикенов было отверстие, которое использовалось для переноски большого их количества. Кусок веревки продевался через отверстия и обвязывался вокруг талии. Ниндзя обычно носили 9 сюрикенов.




3. Танто - короткий кинжал, использовавшейся понятно для чего .



4. Проволочная удавка или просто веревка, думаю фото необязательно.
5.Прежде, чем приступить к рассказу о зажигательном оружии (kaki), необходимо рассказать хотя бы немного об обычном японском доме, объяснив тем самым, почему это оружие было таким страшным для японцев.
Японский домик строится в два дня, без единого гвоздя со стенами из бамбука и бумаги. В нем есть лишь татами, Будда и пара какэмоно - свитков с каким-нибудь изображением, иероглифическим или рисуночным.Понятно, что такие дома больше всего на свете боялись огня, тем более, что в VII, да и в XVII веке говорить о противопожарном оборудовании было бы странно. Свое зажигательное оружие ниндзя использовали с самыми различными целями: чтобы создавать беспорядки, разрушать жилища врагов в конце концов, чтобы совершать убийства.



ХИДЗЕ

Японский снаряд, представляющий собой бумажный шар, начиненный зажигательной смесью и проткнутый через центр обоюдоострым металлическим прутом, который при броске втыкается в деревянные стены.




ХИДАКЭ

Японский снаряд в виде пустотелой бамбуковой палки, наполненной зажигательной смесью, с фитилем. Ничего не напоминает?


ХИКУИ

(японск. — огненный шар) — японский шар с шипами, состоящий из двух половинок, заполненных зажигательной смесью, и фитиля.



Когти.
Когти (tekkokagi), напоминающие когти медведя, изготавливались из металла и надевались на руку. Было две разновидности когтей: одна надевалась на ладонь, а другая на тыльную сторону кисти. В обоих случаях когти крепились к браслету, сделанному из очень толстой металлической полосы. Теккокаги, одетыми на ладонь, можно было отклонить или блокировать удар меча. Результатом удара когтями по лицу или по голове были проломленные кости черепа или глубокие незаживающие раны. Еще когти могли использовать для преодоления стен и залезания на деревья. 


Рогатый палец.
Рогатый палец (kakute) представлял собой металлическое кольцо, надевавшееся на средний палец, с двумя заостренными отравленными шипами. Надетое шипами наружу, оно превращало удар кулака в дыхание смерти. Чаще одеваемое шипами внутрь, оно становилось неприметным, но смертельным оружием. Во время схватки ниндзя было достаточно обхватить запястье или лодыжку противника для того, чтобы шипы пробили кожу, и яд проник в кровь. 
Какуте было любимым оружием женщин-ниндзя (kuno-ichi). Выглядевшее как обычное кольцо, оно было особенно эффективно для убийства в постели. В средневековой Японии женщины приходили в постель самураев или чиновников совершенно обнаженными, чтобы мужчина мог убедиться в отсутствии спрятанного оружия. 
Раздеваясь, женщина-ниндзя снимала с себя все, кроме кольца, которое, вроде бы, не представляло никакой угрозы. А в постели любое ее прикосновение приводило к медленной и мучительной смерти жертвы. 


Тренировки и навыки

Тренировать ниндзя начинали с семи месяцев. Первое, чему его учили, это — переносить удары. Для этого люльку с ребенком, из которого должен был вырасти ниндзя, раскачивали так, что она ударялась о стену. Ребенок на первых порах пугался сотрясения, ударялся и плакал, но постепенно привыкал и инстинктивно сжимался в комочек при толчке. Через несколько месяцев упражнение усложнялось: ребенка вынимали из люльки и подвешивали в свободном состоянии «на вожжах». Теперь при ударе о стенку он должен был не только сжаться, но и препятствовать столкновению ручкой или ножкой. Сходные упражнения проделывались и в обратном порядке, когда на ребенка катили мягкий, но довольно тяжелый шар. Подчиняясь инстинкту самосохранения, малыш поднимал руки, чтобы защититься, «ставил блок».
В полгода его учили плавать, так, что он плавать начинал раньше, чем ходить. Привыкнув к воде, ребенок мог часами оставаться на поверхности, нырять на большую глубину, задерживать дыхание на две-три минуты и т. д. В условиях пересеченной реками Японии это было очень важным набором навыков. В два года будущий ниндзя осваивал упражнения на быстроту реакции, чуть позже — упражнения на бревне. Отрабатывались также прыжки в высоту и в длину. Лет с 4-5 и мальчиков и девочек начинали обучать борьбе дзю-дзюцу. Слух доводился до такого совершенства, что ниндзя различал по голосу многих птиц в лесу, угадывал в общем хоре условный сигнал партнера, и даже разбирался в языках насекомых и пресмыкающихся. Особо легендарным было искусство хождения по потолку. Потолки в японских домах украшались множеством балок и стропил, в которые можно было упираться руками и продвигаться. Есть легенда, что ниндзя могли летать. Секрет в том, что для этого использовались воздушные змеи. Примерно с трех лет начинался специальный укрепляющий массаж и постановка дыхания. Последнему придавалось решающее значение во всех дальнейших тренировках.
Как только ребенок обретал устойчивость на земле и на воде, то есть мог хорошо ходить, бегать, прыгать и плавать, занятия переносились в «воздух». Сперва бревно средней толщины укреплялось горизонтально над самой поверхностью земли. На нем ребенок разучивал несколько простых гимнастических упражнений. Постепенно бревно поднималось все выше над землей, одновременно уменьшаясь в диаметре, а комплекс упражнений значительно усложнялся: в него входили такие элементы, как шпагат, прыжки, перевороты, сальто вперед и назад. Затем бревно заменялось тонкой жердью, а со временем — натянутой веревкой, а потом и провисшей . После таких тренировок ниндзя ничего но стоило перебраться через пропасть или замковый ров, перебросив веревку с крюком на противоположную сторону.
Отрабатывались также приемы лазанья на деревья с голым стволом, прыжки с ветки на ветку. Существовали и различные способы амортизации удара при падении с помощью ног, рук и всего тела (в перевороте). Прыжки с высоты 6-8 м требовали специальных «смягчающих» сальто. Учитывались и особенности рельефа: так, на песок или торф можно было прыгнуть с большей высоты, на каменный грунт — с меньшей. Благоприятным фактором при «высотных» прыжках были деревья с густой кроной, которая могла спружинить и дать возможность ухватиться за ветку. Отдельной дисциплиной были прыжки в воду.
Прыжки ниндзя в высоту, о которых сложено немало легенд, строились главным образом на регулировке дыхания и умении мобилизовать духовные и физические силы. Существовало много способов прыжка в высоту, но предпочтение всегда отдавалось прыжку «перекатом», руками вперед, с сальто или без него, с разгона или с места. В подобных прыжках, которые служили для преодоления небольших препятствий — заборов, повозок, вьючных животных, а иногда и цепи преследователей, важно было, приземлившись, сразу выйти в боевую стойку. Прыжки в высоту обычно отрабатывались на простейшем «тренажере» — вместо планки ребенок должен был перепрыгнуть через куст колючего кустарника, но на «экзаменах» использовалось и настоящее оружие, о которое, в случае неудачи, можно было серьезно пораниться.
Особый раздел составляли «многоступенчатые» прыжки. В качестве подготовительного упражнения к ним следовало освоить бег по вертикальной стене. С небольшого разгона человек пробегал вверх несколько шагов, стараясь по возможности сохранять равновесие за счет большого угла к поверхности земли. При должном навыке ниндзя мог таким образом взбежать на трехметровую скалу и остановиться на гребне либо, резко толкнувшись от опоры, сделать сальто вниз и неожиданно атаковать противника. Другим вариантом многоступенчатого прыжка был заскок на невысокий (до 2 м) предмет, который служил как бы трамплином для следующего, финального прыжка на общую высоту до 5 м. Такая техника в сочетании с использованием миниатюрных портативных пружинящих трамплинов нередко создавала иллюзию «полета по воздуху».
Развитие силы и выносливости служило основой всех тренировок ниндзя. Здесь одним из наиболее популярных упражнений для детей было висение на ветке дерева. Держась только руками, ребенок должен был провисеть несколько минут на большой высоте, а затем самостоятельно вскарабкаться на ветку и спуститься по стволу вниз. Постепенно время висения доводилось до часа. Взрослый ниндзя мог таким образом долго висеть на внешней стене замка под самым носом у часовых, чтобы, улучив момент, пробраться в помещение. Естественно, практиковались многочисленные отжимания, поднятие тяжестей, хождение на руках. Одна из загадок ниндзюцу — хождение по потолку. Сразу же оговоримся, что ни один ниндзя не умел ходить по обычному гладкому потолку. Секрет заключался в том, что потолки японских комнат украшены открытыми рельефными балками и стропилами, проходящими на небольшом расстоянии друг от друга. Упираясь руками и ногами в параллельные балки или же цепляясь при помощи «кошек» за одну балку, ниндзя мог перебраться через всю комнату.
Одним из важных аспектов обучения ниндзя был бег на разные дистанции. Любой будущий ниндзя возрасте 10—12 лет покрывал за день несколько десятков километров почти без остановок. Такого рода навыки требовались не только для того, чтобы уйти от погони, но и для передачи важных сообщений. Кроме того если ниндзя проводил акцию ночью, место его дислокации было удалено от цели, а работы было много, высокая скорость бега позволяла выиграть время. На очень больших расстояниях применялся принцип эстафеты. В спринте индикатором «достаточной» скорости служила обычная соломенная шляпа. На старте следовало прижать шляпу к груди и, если она оставалась там прижатая потоком встречного воздуха до самого финиша, «зачет» считался сданным. Бег с препятствиями мог принимать самые разнообразные формы. На трассе ставили барьеры, капканы и ловушки, протягивали веревки в траве, вырывали «волчьи ямы». Юный ниндзя должен был, не прерывая движения, на ходу подметить и обогнуть препятствие или перескочить через него.
Для того чтобы передвигаться по территории противника, мало было уметь хорошо бегать — нужно было учиться ходьбе. В зависимости от обстоятельств ниндзя мог использовать один из следующих способов ходьбы: обычный шаг; «крадущийся шаг» — мягкое, бесшумное перекатывание с пятки на носок; «скользящий шаг» — обычный способ перемещения в кэмпо дугообразными движениями стопы; «уплотненный шаг» — перемещение по прямой, носок вплотную прижат к пятке; «прыжковый шаг» — мощные толчки ногами, напоминающие технику тройного прыжка; «односторонний шаг» — прыжки на одной ноге; «большой шаг» — обычный широкий шаг; «малый шаг» — передвижение по принципу «спортивной ходьбы»; «врезка лунок» — ходьба на носках или на пятках; «ходьба вразбивку» — зигзагообразные движения; «ходьба боком» — перемещение «приставным шагом» или спиной, чтобы помешать погоне определить направление движения. При групповых операциях на местностях, где хорошо были видны следы, ниндзя чаще всего передвигались гуськом, след в след, скрывая количество людей в отряде. Основными требованиями при ходьбе любым способом были быстрота, экономия сил и контроль дыхания. Важным дополнением к искусству ходьбы было передвижение на высоких, легких ходулях из бамбука — такуэума, которые в случае необходимости можно было изготовить за несколько минут.
Обитатели труднодоступных горных районов, ниндзя были прирожденными альпинистами. Ребенок с малых лет приучался карабкаться по скалам и каменистым осыпям, спускаться в расселины, переправляться через стремнины и бездонные пропасти. Все эти навыки впоследствии должны были помочь лазутчику взбираться на неприступные стены замков и башен. Искусство скалолазания (сака-нобори, или тохэки-дзтоцу) было одним из самых сложных предметов в программе обучения ниндзя. Хотя для облегчения подъема существовали некоторые вспомогательные инструменты, считалось, что настоящий мастер должен взбираться по отвесной стене не прибегая ни к чему более, кроме собственных рук и ног. И дело тут не в гордыне. Стены средневековых замков были сложены из камня, операции чаще проводили ночами, а ночью звук лязгнувшего при ударе об каменную стену металла кошки разносится довольно далеко и может привлечь излишнее внимание часовых. Хороший ниндзя - живой ниндзя. Секрет заключался в умении концентрировать силу и волю в пальцах. Таким образом, малейший выступ или бугорок на поверхности стены становился относительно надежной точкой опоры. Стены замков, сложенные из огромных обтесанных глыб, могли считаться неприступными благодаря своей высоте и массивности, но для тренированного лазутчика преодолеть подобное препятствие со множеством щелей и выступов не составляло особого труда.
Ниндзя добивались также ослабления восприимчивости к боли. Для этого с ранних лет тело обрабатывалось специальным «болевым» массажем, в который входили постукивания и сильные удары, щипки, хлопки, а позже — «накатывание» корпуса, рук и ног при помощи граненой палки. Со временем образовывался тонкий, но прочный мышечный корсет, а болевые ощущения значительно притуплялись. Естественным сопровождением всего комплекса физического воспитания было и общее закаливание организма. Детей не только приучали ходить в любую погоду в лёгкой одежде, но и заставляли часами сидеть в ледяной струе горной реки, ночевать в снегу, день проводить под палящим Солнцем, подолгу обходиться без пищи и воды, добывать пропитание в лесу.
Острота чувств у ниндзя доводилась до предела, ибо от правильной и быстрой реакции зависели их выживание и выполнение возложенного задания. Зрение должно было помогать ниндзя не только выведывать секреты неприятеля, но и благополучно избегать западни. Поскольку разведывательные операции обычно проводились ночью, возникала насущная потребность ориентироваться в темноте. Для усиления ночного видения ребенка периодически помещали на несколько дней и даже недель в пещеру, куда едва пробивался снаружи дневной свет, и заставляли уходить все дальше и дальше от источника света. Иногда применяли свечи и факелы. Постепенно интенсивность света сводилась к минимуму, и ребенок приобретал способность видеть в кромешном мраке. В результате регулярного повторения подобных тренировок эта способность сохранялась и закреплялась. Перед самой акцией ниндзя несколько ночей проводил в тёмном погребе или яме, чтобы временно усилить ночное зрение. В результате он получал приемлемую видимость при свете тлеющего угля или потайного фонаря.
Зрительная память развивалась специальными упражнениями на внимательность. Например, на камне раскладывался набор из десяти предметов, прикрытый платком. На несколько секунд платок поднимался, и юный ниндзя должен был без запинки перечислить все увиденные предметы. Постепенно число предметов увеличивалось до нескольких десятков, состав их варьировался, а время демонстрации сокращалось. После нескольких лет такого обучения разведчик мог по памяти восстановить во всех деталях сложную тактическую карту и дословно воспроизвести десяток страниц единожды прочитанного текста. Наметанный глаз ниндзя безошибочно определял и «фотографировал» рельеф местности, расположение коридоров замка, малейшие изменения в маскировке или поведении часовых.
Слух доводился до такой степени изощренности, что ниндзя не только различал по голосу птиц и угадывал в птичьем хоре условный сигнал партнера, но и понимал звуки животных и насекомых. Так, умолкший хор лягушек на болоте говорил о приближении врага. Громкое жужжание комаров под потолком комнаты свидетельствовало о засаде на чердаке. Приложив ухо к земле, можно было на большом расстоянии услышать топот всадников. По звуку камня, брошенного со стены, можно было определить глубину рва и уровень воды с точностью до метра. По дыханию спящих за ширмой можно было точно высчитать их количество, пол и возраст, по звону оружия определить его вид, по свисту стрелы — дистанцию до лучника. И так далее.
Тренированный ниндзя мог вслепую судить о близости огня по степени теплоты, о соседстве человека — по звуку и запаху. Мельчайшие перемены воздушных струй позволяли ему отличить сквозной проход от тупика и большую комнату от каморки. При длительном отключении зрения, у человека быстро прогрессировала способность ориентироваться как в пространстве, так и во времени. Ниндзя, не имевший, естественно, часов, орудуя в закрытом помещении, был лишен возможности высчитывать время по звездам. Тем не менее, основываясь на своих ощущениях, он определял, который час, с точностью до десятка минут. В японских домах с обилием раздвижных перегородок из вощеной бумаги и ширм, где глаза далеко не всегда могли поведать о местонахождении врага, — все прочие органы чувств приходили на помощь. Пресловутое «шестое чувство», о котором так любили рассуждать теоретики бу-дзюцу, по сути дела являлось производным от имеющихся пяти, а точнее, трёх — слуха, осязания и обоняния. С их помощью можно было вовремя избежать ловушки и даже отразить не оборачиваясь нападение с тыла.
Лазутчик-ниндзя должен был уметь не только подкрадываться, подслушивать, подглядывать и убивать. Для того чтобы перерабатывать и анализировать добытую информацию, необходимо было свободно читать сложнейшие тексты, написанные замысловатой иероглифической скорописью в старинной манере, а подчас и на китайском языке, разбираться в вопросах фортификации, картографии, стратегии и тактики. Для маскировки во время разведывательных операций, особенно требующих длительного сбора информации, ниндзя тщательно разучивали классические амплуа бродячих актёров, монахов, а также крестьян и торговцев.
Ниндзюцу делилось на темное и светлое. Темное ниндзюцу - тайное ниндзюцу. Это искусство "грязной" работы - сбор на месте информации, отравления, поджоги, боевые искусства и т.п. Светлое ниндзюцу - это искусство организации работы и навыки офицера штаба. Оно включало в себя умения главы местной резиденции, навыки организации сбора информации и подачи дезинформации, аналитики, планирования операций, криптографию и многое другое. Если о темном ниндзюцу мы сейчас что-то знаем, то о светлом информации практически нет.
Есть ли место для ниндзя в наши дни? Существуют ли они? В наше время ниндзя должен знать слишком много чтобы действовать так же эффективно как и его древние коллеги феодальной Японии. Тут и бытовая химия, электроника, очень высокие нестандартные навыки работы с вычислительной техникой и разнообразными сетями... Столько выучить - весьма проблематично, да и конкурентов у ниндзя хватает. Существует военная разведка, множество гражданских спецслужб которые оснащением и организованностью дадут сто очков форы древнему ниндзя. Безусловно, работа для ниндзя найдётся и в наши дни, но дело в том, что всегда есть люди которые могут её сделать быстрее и лучше, а их подготовка займёт гораздо меньше времени.


Источник: неизвестен

Комментариев нет:

Отправить комментарий